«Хумаш Коль Менахем»: Какой смысл предупреждать фараона, если его сердце ожесточено?
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
Господь сказал Моше: «иди к фараону [ и предупреди его ], ибо я заставил упорствовать и его самого, и его рабов, чтобы явить среди них мои знамения, (ШМОТ, 10:1)
чтобы вы рассказывали своим сыновьям и внукам о том, как Я покарал египтян, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, и чтобы вы знали, что Я — Господь!» (ШМОТ, 10:2)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
С какой целью Моше приходил к фараону, если Бог уже «ожесточил» сердце фараона? (стихи 1–2)
Раши (стихи 1–2): Всевышний велел Моше предостеречь фараона относительно будущей казни (несмотря на то что Он ожесточил сердце фараона), чтобы осмеять Египет. Слово הִתְעַלַּלְתִּי (в стихе 2) означает: «издевался», «выставил на посмешище» (שחקתי).
И все же о пяти первых казнях не сказано «и Всевышний ожесточил сердце фараона», но лишь «и ожесточилось сердце фараона».
Ор ѓа-хаим: Прошедшая перед этим казнь градом была ужасной, но она не заставила фараона передумать. Это ослабило дух Моше — казалось, ничто не убедит фараона освободить еврейский народ. Поэтому Бог говорит Моше (в стихе 1): «Иди к фараону <…> ибо Я заставил его упорствовать». Другими словами: «Не волнуйся! Имеет смысл еще раз пойти к фараону, чтобы сообщить ему об очередной казни! Он не прислушался в прошлый раз, потому что Я ожесточил его сердце. Когда Я сниму с его сердца тяжесть, он отпустит вас».
Сфорно: Бог сказал Моше: «Я заставил упорствовать и его самого, и его рабов, чтобы явить среди них Мои знамения». Цель визита к фараону заключалась не в том, чтобы он послушал Бога, ибо Бог уже «заставил его упорствовать». Скорее, это было сделано для того, чтобы фараон отказался отпустить еврейский народ, предоставляя тем самым возможность Богу совершить новые чудеса исторического масштаба.
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Сложность в комментарии Ор ѓа-хаим (стихи 1–2):
Этот недельный раздел начинается с противоречия. Сначала Моше сказано: «Иди к фараону», далее же излагается причина, в силу которой будто бы и не нужно идти к фараону: «ибо Я заставил его упорствовать».
Ор ѓа-хаим объясняет: Бог, успокаивая Моше, сообщил: не его, Моше, вина, что фараон не способен прислушаться к его словам, причина этого — Божественное вмешательство.
Однако такую трактовку принять трудно. Ведь пока, как в этой казни, продолжается Божественное вмешательство, смысла в визите Моше к фараону по-прежнему нет. Когда Бог говорит Моше: «Иди к фараону» — какое утешение в знании, что сердце фараона все еще ожесточено? По сути, это только подтверждает бесполезность визита!
Более приемлемым на уровне буквального смысла представляется объяснение Сфорно: и визит Моше к фараону с предупреждением, и последовавшая за этим казнь предназначены исключительно для того, чтобы Бог проявил Свое могущество.
Вопросы к комментарию Сфорно
Комментарий Сфорно вызывает следующие размышления
и вопросы:
1) Сфорно полагает, что целью визита Моше к фараону было умножение Божьих чудес. Конкретное средство достижения этой цели (ожесточение сердца фараона) не имело принципиального значения. Если так, в стихе могло бы быть прямо сказано: «Иди к фараону, чтобы явить ему Мои знамения». Слова «Иди к фараону, ибо Я заставил его упорствовать» подчеркивают не столько цель визита, сколько то, с помощью чего она будет достигнута.
2) Далеко не впервые Тора говорит о жестокосердии фараона. Еще до первой казни кровью Бог обещал Моше: «Я заставлю фараона упорствовать» , а перед шестой казнью (нарывы) было сказано, что Бог так и поступил — «Господь заставил фараона упорствовать» . Однако причиной визита Моше к фараону это обстоятельство прежде ни разу не стало. Почему же мы обнаруживаем, что перед восьмой казнью Моше сказано: «Иди к фараону, ибо Я заставил его упорствовать»?
3) Умножение Божьих чудес посредством ожесточения сердца фараона также звучит повторением сказанного ранее — перед началом казней Бог сказал Моше: «Я заставлю фараона
упорствовать, дабы умножились Мои знамения и чудеса в земле египетской»
. И вот через семь казней Бог говорит Моше: «Я заставил его упорствовать <…> чтобы явить среди них Мои знамения». Что Он добавляет в данном случае к сказанному прежде?
Решение Раши
Предшествующая казнь градом стала первым случаем, когда Бог действительно ожесточил сердце фараона, «заставил фараона упорствовать»
.
Перед казнью, о которой мы читаем здесь, Моше был отправлен к фараону, чтобы, как отмечает Раши, «предостеречь» его. Однако перед казнью градом фараон предупрежден не был. Ему было сказано: «Отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне»
. Но о последствиях, которые произойдут, если предупреждения Бога будут им проигнорированы, тогда
не говорилось.
Таким образом, казнь (саранча), о которой идет речь здесь, — разительно отличается от других в череде казней. Это была первая казнь, когда а) сердце фараона действительно ожесточилось, б) Моше было приказано предупредить фараона о последствиях его действий.
Следовательно, впервые возникает вопрос: какой смысл предупреждать фараона, если его сердце ожесточено?
Чтобы объяснить этот парадокс, Раши пишет, что одновременное ожесточение сердца фараона и предупреждение его оздавало эффект «насмешки» над Египтом. В лицо фараону и его слугам глядел ужас предстоящего удара, а они не могли защититься от него, так как свободный выбор фараона был ограничен. Это должно было привести Египет в состояние полнейшего смятения — люди не могли избежать решения, которое, как они знали, будет иметь для них катастрофические последствия.
(На основе Ликутей сихот. Т. 6. С. 57 и далее)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?
