Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Какое искупление давала монета в половину шекеля?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 12 марта 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Пусть каждый, проходящий подсчет [систему подсчета], отдает половину шекеля, по весу священных шекелей [по оценочной системе, которая используется для священных предметов] (в таком шекеле — двадцать гер). Эта половина шекеля — дар Господу. (ШМОТ, 30:13)

Всякий, кто подлежит пересчету, — от двадцати лет и старше, — должен принести дар Господу. (ШМОТ, 30:14)

Богатый не должен давать больше, а бедный — меньше, чем половина шекеля; так вы принесете дар Господу для искупления ваших душ. (ШМОТ, 30:15)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Что означает, что половина шекеля дается «для искупления ваших душ»? (стих 15)

Раши: Каждый дал по половине шекеля, [которая предназначалась] для приобретения общественных жертвоприношений того года. <…> И именно об этом возношении сказано [в нашем стихе]: «…для искупления ваших душ» — ведь жертвоприношения служат для искупления.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Какое искупление давала монета в половину шекеля? (стих 13)

Раши пишет, что половина шекеля искупала народ, поскольку собранные средства использовались для покупки общинных жертвоприношений, приносивших искупление.

Однако Рамбам в книге Сефер ѓа-мицвот («Книга заповедей») отмечает: мы узнаем об «искупительном» свойстве пожертвования в половину шекеля из двух разных стихов: «каждый даст выкуп Господу за свою душу» (стих 12) и «пусть каждый, проходящий подсчет, отдает» (стих 13) см. Сефер ѓа-мицвот, издание Капаха, повелевающая заповедь 171 .

Ключевое различие между Раши и Рамбамом в том, что Раши видит искупление как достижение коллективного эффекта общественных жертвоприношений. Рамбам же считает, что искупление достигается за счет пожертвования половины шекеля — оттого он и цитирует стих, где говорится об искуплении в единственном числе («каждый даст выкуп Господу за свою душу»). Получается, что пожертвование монеты («пусть каждый, проходящий подсчет, отдает») служит искуплению, независимо от того, что пожертвование входит в общественные жертвоприношения. Таким образом, Рамбам рассматривает половину шекеля как «жертву» в малом виде, обладающую собственной искупительной силой.

(На основе Ликутей сихот. Т. 16. С. 383–384.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Разбойники в Храме. Или это исполнители священной миссии?

Этот новозаветный эпизод служит яркой иллюстрацией противостояния христианства и иудаизма, подаваемого христианством как конфликт разных ценностей: приземленные евреи, поглощенные материальным миром, прежде всего деньгами, и безразличные к духовности и святости, получают справедливый упрек от Иисуса, который, напротив, печется лишь о чистоте сердечной... Очевидно, что это были не барыги, искавшие в Храме наживы, а храмовые работники, обеспечивавшие евреям возможность выполнить свои обязательства.

Ки Тиса. «Когда исчислишь»

В нашей главе описаны события, оказавшие существенное влияние на всю последующую историю еврейского народа. Только в данном случае речь идет не о египетских чудесах или даровании Торы, а о событии противоположного свойства: так называемом грехе Золотого тельца, который повлек за собой не менее трагические последствия — разбиение Скрижалей.

Реконструируя жизнь Храма и его обитателей, которым ничто человеческое не было чуждо

В Талмуде никак не обсуждается политическая сторона храмовой жизни; мудрецов интересует не секулярная власть, а священный обряд — неподвластный времени, всегда актуальный, сохранившийся в памяти поколений даже после того, как Храм был разрушен. Но иТалмуд ясно показывает, что к храмовым служителям предъявлялись высокие требования, которым они не всегда соответствовали.