«Хумаш Коль Менахем»: Какое искупление давала монета в половину шекеля?
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
Пусть каждый, проходящий подсчет [систему подсчета], отдает половину шекеля, по весу священных шекелей [по оценочной системе, которая используется для священных предметов] (в таком шекеле — двадцать гер). Эта половина шекеля — дар Господу. (ШМОТ, 30:13)
Всякий, кто подлежит пересчету, — от двадцати лет и старше, — должен принести дар Господу. (ШМОТ, 30:14)
Богатый не должен давать больше, а бедный — меньше, чем половина шекеля; так вы принесете дар Господу для искупления ваших душ. (ШМОТ, 30:15)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Что означает, что половина шекеля дается «для искупления ваших душ»? (стих 15)
Раши: Каждый дал по половине шекеля, [которая предназначалась] для приобретения общественных жертвоприношений того года. <…> И именно об этом возношении сказано [в нашем стихе]: «…для искупления ваших душ» — ведь жертвоприношения служат для искупления.
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Какое искупление давала монета в половину шекеля? (стих 13)
Раши пишет, что половина шекеля искупала народ, поскольку собранные средства использовались для покупки общинных жертвоприношений, приносивших искупление.
Однако Рамбам в книге Сефер ѓа-мицвот («Книга заповедей») отмечает: мы узнаем об «искупительном» свойстве пожертвования в половину шекеля из двух разных стихов: «каждый даст выкуп Господу за свою душу» (стих 12) и «пусть каждый, проходящий подсчет, отдает» (стих 13) .
Ключевое различие между Раши и Рамбамом в том, что Раши видит искупление как достижение коллективного эффекта общественных жертвоприношений. Рамбам же считает, что искупление достигается за счет пожертвования половины шекеля — оттого он и цитирует стих, где говорится об искуплении в единственном числе («каждый даст выкуп Господу за свою душу»). Получается, что пожертвование монеты («пусть каждый, проходящий подсчет, отдает») служит искуплению, независимо от того, что пожертвование входит в общественные жертвоприношения. Таким образом, Рамбам рассматривает половину шекеля как «жертву» в малом виде, обладающую собственной искупительной силой.
(На основе Ликутей сихот. Т. 16. С. 383–384.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

Разбойники в Храме. Или это исполнители священной миссии?

Ки Тиса. «Когда исчислишь»
