Древности

Гробница пророка Нахума и еврейское прошлое Курдистана

Семен Чарный 12 октября 2021
Поделиться

Апрельским днем 2017 года два джипа с затемненными стеклами мчались по песчаной дороге в иракском Курдистане в сторону небольшого христианского поселения Эль‑Куш, пишет The Times of Israel.

В машинах сидели два израильских инженера, по одному в каждой, из соображений безопасности. Они въехали в страну по единственным имеющимся у них паспортам — израильским — для участия в чрезвычайной миссии спасения и восстановления.

Эти двое, Яаков Шаффер и Меир Ронен, смотрели через темные стекла на руины, оставленные почти двумя десятилетиями войны. Примерно в 20 километрах отсюда боевики террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, запрещена в РФ. — ред.) сражались с иракской армией.

Приблизившись к городку, джипы остановились. Шаффер и Ронен вышли из них в сопровождении курдских охранников и пешком дошли до гробницы библейского пророка Нахума.

На протяжении многих лет жители Эль‑Куша — прихожане Халдейской католической церкви сирийского обряда — охраняли святыню, когда‑то почитавшуюся местными евреями как место последнего упокоения Нахума. Но в тот день строение, которое увидели перед собой израильтяне, уже буквально рушилось из‑за провалившейся крыши…

Гробница пророка Нахума до реставрации. 2017

«Стены и столбы потрескались и осыпались. Было похоже, что остальная часть здания рухнет в любую минуту», — вспоминает Адам Тиффен, американский предприниматель и руководитель проекта, который посетил это место годом ранее и также был там в описываемый день с израильтянами.

Они втроем вошли внутрь. Начав изучать сооружение, они стали осмыслять варианты спасения древнего святилища.

Шаффер и Ронен — эксперты по реставрации синагог, построенных в глубокой древности. Шаффер занимал руководящие должности в Израильском управлении древностей и теперь сотрудничает с Роненом в инженерных проектах для древних еврейских молельных домов.

Тиффен выступал в роли волонтера Альянса за восстановление культурного наследия, ARCH. Тиффен и председатель ARCH Шерил Бенард, его начальница, впервые посетили это место в 2016 году и решили восстановить гробницу Нахума и прилегающую к ней синагогу — в самом сердце раздираемого войной Ирака…

Шерил Бенард (в первом ряду в центре), волонтеры ARCH, местные жители и курдские военные вскоре после освобождения территории. от боевиков ИГИЛ. Яаков Шаффер, Меир Ронен и Адам Тиффен стоят во втором ряду слева направо. Батнай, Ирак. Апрель 2017

«На протяжении тысячелетий история еврейского народа неразрывно связана с культурной тканью региона. В последние десятилетия эта фундаментальная связь стиралась из‑за преднамеренного разрушения или мягкого игнорирования, — говорит Тиффен. — Настолько, что, несмотря на памятный во всех поколениях исход евреев, от яркой еврейской истории этого региона почти не осталось следа. Если бы мы ничего не сделали для сохранения того, что осталось, знания о еврейской жизни в регионе были бы полностью утрачены».

В Ирак и обратно

Шестнадцатью годами ранее Тиффен, в то время 25‑летний юрист и курсант корпуса подготовки офицеров запаса (ROTC), непосредственно наблюдал, как 11 сентября 2001 года террористы совершили теракт в Нью‑Йорке. Он добровольно решил пройти боевую службу в Национальной гвардии Мэриленда. Служил офицером, командовал сорока солдатами в Саба‑аль‑Бор, небольшом городке недалеко от Багдада.

Находясь в Ираке, Тиффен стал описывать свой опыт в блоге, что в те времена было почти неслыханным. «Депеши» из самого сердца войны в Ираке привлекли к нему внимание, о нем появилась статья в Washington Post. В 2007 году он, офицер‑еврей, под командованием которого были десятки солдат, дал интервью и израильской газете Maariv.

После этого Тиффен несколько раз возвращался в Ирак на шестимесячные сроки. Уклоняясь от придорожных самодельных взрывных устройств — в те годы одного из самых коварных обстоятельств войны, — он стал свидетелем колоссального разрушения Ирака…

Вернемся в тот день, когда израильтяне проникли в Ирак, и расскажем о некоторой предыстории.

Чтобы найти способы восстановления гробницы и синагоги, инженеры решили использовать опыт и знания общины курдских евреев и ее неофициального старейшины Мордехая Закена — ученого, сыгравшего впоследствии важную роль в восстановительных работах. Он скончался всего несколько месяцев назад.

Неоценимую по своему значению помощь оказали благотворители: небольшая группа доноров, включавшая нефтяные и энергетические компании из Норвегии, местное курдское правительство, посольство США в Ираке и несколько частных лиц, вместе собравших 2 млн долларов. А за всем этим стояла ARCH — некоммерческая организация, основанная Шерил Бенард, экспертом по национальной безопасности и усилиям по послевоенному восстановлению. Муж Шерил — Залмай Халилзад — руководил дипломатическими усилиями США в Афганистане и Ираке. Во время своих путешествий по миру Шерил была поражена стойкостью отдельных лиц и групп, пытавшихся защитить свое национальное достояние в самых тяжелых обстоятельствах.

Сотрудничество Тиффена с ARCH началось во время его пребывания в Ираке, а после того как организация решила провести реставрацию, он стал основным участником проекта.

«Я был поражен красотой гробницы и десятками надписей на иврите на ее стенах, — вспоминал он позже. — Но я также был шокирован ее состоянием: несколько частей крыши обрушились, а могила была окружена грудами обломков…»

Одной из проблем проекта стал поиск средств, особенно с учетом деликатности мероприятия и того факта, что о нем нельзя было делать публикации. ARCH никогда ранее не брался за проект такого масштаба: налоговые декларации компании за годы до строительства гробницы показывают годовые доходы и расходы всего лишь в десятки тысяч долларов.

«Мы безуспешно обсуждали перспективы работ с еврейской общиной, в том числе с несколькими евреями иракского и курдского происхождения. Нам не удалось собрать средства для проекта внутри общины, — рассказывает Тиффен. — По большей части те, с кем мы говорили, считали, что мы немного сумасшедшие… Ведь мы пытались восстановить древнюю еврейскую (!) синагогу в христианском (!) поселении при исламском (!) правительстве, причем на спорной территории, в 15 километрах от линии фронта с ИГИЛ… Надо также учитывать, что ИГИЛ пыталось атаковать это поселение. Большинство людей желали нам удачи, но не проявляли энтузиазма в поддержке проекта».

В конце концов правительство США вложило в проект 1 млн долларов, другие тоже внесли свой вклад, в том числе курдское и чешское правительства. Среди тех, кто поддержал восстановление, был и президент Курдистана Нечирван Барзани.

Стоял вопрос поиска специалистов как в области реставрации произведений искусства (такими стали специалисты чешской компании GEMA ART, с ними заключили контракт на выполнение работ), так и в области еврейского наследия и древностей, которые были бы готовы поехать в эти места.

Конечно, это была проблема: взяться за проект по восстановлению еврейской святыни в стране, почти полностью лишенной евреев, раздираемой десятилетиями войны и находящейся под постоянной угрозой со стороны кровожадной террористической группировки, которая уже бесчинствовала по всей стране, уничтожая культурные ценности.

И все же, по словам Тиффена, гробница оказалась особенной ценностью на фоне других. В течение нескольких поколений она «сопротивлялась» превращению в церковь или мечеть, а в последнее время ее как будто «пощадило» «Исламское государство», которое не было так любезно по отношению к близлежащей гробнице Наби Юнус (где, как считается, похоронен пророк Йона) или святыне в Мосуле, которую некоторые почитают как место последнего упокоения библейского Даниэля.

Подростки на развалинах гробницы, где, как считается, похоронен пророк Йона. Мосул. 24 июля 2014.

«Синагога была красивым и явственным напоминанием о связи еврейского народа с этой землей и о сосуществовании евреев в этом регионе с христианскими, езидскими и мусульманскими общинами на протяжении более чем тысячелетия, — говорит Тиффен. — Учитывая межконфессиональное насилие и нападения ИГИЛ на религиозные меньшинства, мы рассматривали восстановление как символ надежды и напоминание об общей истории и убеждениях, которые мы все разделяем. Евреи, христиане и мусульмане сосуществовали в этом регионе тысячи лет. Возможно, не идеально, но с таким уровнем толерантности и принятия, о котором нельзя забывать».

Из Израиля с благословением

Во время поездки Тиффена по Израилю в 2017 году его познакомили с Яаковом Шаффером, экспертом по реставрации синагог.

Тиффен считал важным, чтобы в проекте участвовали евреи и раввины. Позже он попросил благословения у Шломо Амара, бывшего главного сефардского раввина Израиля, который также дал алахические советы по восстановлению священного места.

«Было важно, чтобы мы получили благословение от значительного раввинского авторитета, — говорит Тиффен. — После представления проекта раввину Амару он дал нам свое благословение и указание, что не разрешается трогать или перемещать саму гробницу».

Сефардский раввин Шломо Амар благословляет Адама Тиффена Израиль. Май 2018.

Шаффер, в то время глава департамента охраны в Израильском управлении древностей, присоединился к проекту с оговоркой: «Я готов ехать в Ирак при условии, что мой партнер Меир Ронен присоединится к нам».

«Некоторые люди спрашивали меня, пыталась ли моя жена наложить вето на поездку… Но она сама хотела присоединиться к нам! — рассказывает Шаффер. — Нам было ясно, что мы должны это сделать. Мы были волонтерами в полном смысле: не получали денег ни за поездки, ни за нашу работу там».

Воля была очевидна, но все еще оставался вопрос о том, как попасть в Ирак. Хотя для израильтян посещение Курдистана не является чем‑то неслыханным, но для въезда в Ирак требуется предъявить паспорт.

Курдские чиновники подписали соглашение о привлечении израильтян, получившее поддержку и специальное разрешение от тогдашнего министра внутренних дел Арье Дери (вообще‑то Израиль формально запрещает своим гражданам посещать Ирак, поскольку это враждебная страна).

Вновь вернемся в тот день, когда два израильских инженера впервые оказались в Эль‑Куше. Осмотр полуразрушенной гробницы и составление плана восстановления заняло несколько дней. Их принимал халдейский священник в гостевом доме при монастыре Раббан Гермизд, так как ближайшая гостиница находилась более чем в часе езды.

На второй день пребывания группа совершила экскурсию по городу и его окрестностям, путешествуя недалеко от Мосула, где только что завершилась масштабная битва с «Исламским государством».

«Я не скажу, что не был напуган, но я преодолевал свои страхи. Было страшно видеть разрушенные города и селения вокруг. Их уничтожило либо ИГ, либо это сделали американские бомбы, — вспоминает Шаффер. — Эта область была очень важна для езидов и халдеев‑католиков».

Важна она была и для евреев.

Опустошение

«Пророчество о Ниневии» — так гласит первое предложение книги Нахума. «Книга о видении Нахума из Элькоша».

Книга Нахума, седьмая из 12 малых пророков, включенных в состав Танаха, повествует о разрушении великой ассирийской столицы Ниневии, расположенной на окраине современного Мосула, — событии, которое произошло около 612 года до н. э.

«И будет так, что все, увидевшие тебя, побегут от тебя и скажут: “Ниневия разорена”. Кто будет сокрушаться о ней? Где искать буду утешителей для тебя?»

О Нахуме, который, как считается, жил в VII веке до н. э., чья семья, возможно, приехала в Ассирию вместе с изгнанными коленами Израилевыми, мало что известно.

Икона пророка Наума (в православной традиции). XVIII век

Некоторые ученые помещают Элькош Нахума в Галилею, другие отождествляют его с ассирийским городом Эль‑Куш. Однако в этом районе Ирака евреи веками, если не тысячелетиями считали святыню в Эль‑Куше гробницей Наума и построили вокруг нее синагогу, чтобы принимать паломников, которые туда приходили.

«Существует давняя вера — более двух тысяч лет, — что это гробница Нахума. Если в течение двух тысяч лет люди думали и верили, что именно здесь похоронен пророк, то это сооружение очень важно», — говорит Шаффер.

Надписи на иврите на стенах гробницы Нахума. Ирак, Курдистан.

Никто не знает, когда была построена синагога, но Шаффер отмечает: здание построено в стиле, напоминающем стиль царя Ирода, его можно сравнивать с миниатюрной версией Второго храма в Иерусалиме.

Архитектура дает и другие «контрольные метки»: «Всю жизнь я был связан с древностями, историей и Библией, — рассказывает Шаффер. — Эта синагога стояла здесь, по крайней мере, со времен Средневековья. Я могу идентифицировать это по характеру строения со сводами и по форме купола. На окружающих колоннах мы видели надписи, некоторые на иврите, другие печатными буквами на чем‑то среднем между арабским и ивритом».

В 1950‑х годах, когда еврейские семьи бежали из Ирака, евреи Эль‑Куша попросили семью Шаджа охранять гробницу. С тех пор Шаджа делали это, поддерживая здание, а также контролируя доступ к нему.

Еврейские иммигранты из Ирака и Курдистана прибывают в аэропорт Лода. Май 1951

Когда «Исламское государство» начало распространять кампанию террора и разрушения по всему региону, многие опасались, что террористическая организация ворвется в Эль‑Куш, разрушит и гробницу, и монастырь Раббан Гермизд, которому около 1400 лет.

Но боевики не добрались до города, расположенного у подножия горы Загрос, примерно в 40 километрах к северу от Мосула, и он избежал необратимых разрушений, постигших другие гробницы в Ираке, почитаемые евреями.

Иракские войска при поддержке отрядов народной мобилизации продвигаются в районе Аль‑Хадар, в 105 км к югу от Мосула, пытаясь очистить территории от оставшихся боевиков ИГИЛ 23 ноября 2017

Однако то, что не смогли сделать террористы, сделали время и пренебрежение. К тому моменту, когда группа прибыла сюда в 2017 году, многие помещения синагоги были полностью разрушены, а крыша, построенная в 1970‑х годах для защиты здания, обрушилась.

«Это не был ущерб от “Исламского государства”, но синагога находилась в полном запустении и в плохом состоянии, само место было в ужасающем состоянии, — вспоминает инженер Ронен. — И первым шагом в верном направлении была наша деятельная вера в то, что это можно восстановить».

В отчете, подготовленном Шаффером и Роненом, говорилось: если не будут выполнены немедленные работы по стабилизации конструкции, ветер и дожди могут привести к ее полному обрушению в течение нескольких месяцев.

«Мы рекомендовали построить квадратное сооружение над гробницей, увенчанное куполом», — вспоминает Шаффер.

В течение следующих шести месяцев несколько бригад работали над консервацией, перед тем как начать основной проект по восстановлению здания синагоги — этим занялась чешская фирма GEMA ART International, специализирующаяся на реконструкции религиозных объектов и древностей, которая участвовала в ряде проектов в Курдистане, включая восстановление Цитадели Эрбиля в 2017 году.

Ронен отмечает, что реконструкцию нужно было планировать без бетона и стали: здание следовало консервировать, используя материалы, применявшиеся при строительстве.

«Сама реставрация была спланирована в соответствии с тем, где были расположены арки, которые повторяли структуру фундамента, — рассказывает он. — Это было несложно, это тот тип конструкции, который вы часто видите; он знаком по другим местам, таким как купола и своды. Было несложно расшифровать, какой была первоначальная структура: это место не подвергалось реставрации на протяжении веков».

Тиффен отмечает, что в январе 2020 года он организовал для посла США в Ираке экскурсию на реставрационные работы, а завершение проекта должно было состояться концу весны, к большому еврейскому празднику, который традиционно ассоциируется с паломничеством к гробнице: «Мы шли по графику, чтобы завершить восстановительные работы к Шавуот 2020 года, но все остановилось из‑за пандемии. Совершенно невероятно, что вся эта работа, несмотря на кучу проблем, была бы завершена вовремя, и в рамках бюджета, если бы не Covid‑19!»

В итоге реставрация старинного здания завершилась весной 2021 года.

Бенар назвала этот проект «самым качественным» из тех, которые она когда‑либо делала, потому что он принес пользу жителям города, а также позволил сохранить еврейское наследие. Она отмечает, что ARCH пытается развивать и другие подобные проекты в Ираке и Афганистане.

Гробница пророка Нахума после реставрации. Ирак, Курдистан

 

«Осязаемое напоминание»

Изучая гробницу, Шаффер захотел раскрыть одну древнюю тайну.

В 1891 году французский географ Виталь Квинт утверждал, что за восемь лет до того кости пророка Нахума были перенесены в христианскую церковь, а евреи не заметили этого. Квинт утверждал: евреи молились на пустой гроб!.. И, хотя его рассказ оспаривается, некоторые этот миф поддерживают.

«Христиане говорят: когда‑то существовали опасения, будто евреи, покидая это место, заберут с собой кости Нахума; поэтому они взяли останки и похоронили его в церкви», — рассказывает Шаффер.

Хотя Шаффер не собирался раскрывать древнюю гробницу и проверять наличие костей, он подумал, а нельзя ли отколоть щепку от деревянной гробницы, чтобы провести анализ ДНК.

«Моей целью было проанализировать щепку, чтобы определить приблизительно дату», — говорит он, отмечая внешнее сходство гробницы с другими гробницами в Ираке, которые, как утверждается, принадлежали библейским пророкам и были разрушены ИГ.

Однако в итоге Шаффер все же не смог заставить себя отколоть щепку и распорядился GEMA построить специальную деревянную клетку, которую поместили над гробницей для защиты ее во время реставрационных работ.

«Я подчиняюсь закону, — говорит он. — Хотя это не причинило бы вреда, если бы я взял кусочек, но я опасался, что это будет сочтено кражей древностей, а это строго запрещено. Ронен согласился со мной».

«Это место имеет культурное значение не только для евреев, но и для христиан, — отмечает Ронен. — Мы были поражены, увидев, как местные христиане охраняли его на протяжении многих поколений».

Бенард, глава ARCH, напоминает, что во время реставрационных работ местные жители, которые помнили евреев, живших в городе, спрашивали, вернутся ли они, чтобы восстановить святыню. Они спрашивали об этом не с опаской, а в ожидании.

«Это было сказано дружелюбно, позитивно и радушно, — говорит она. — Важно понимать, что в некоторых населенных пунктах скучают по евреям и с любовью вспоминают о них, надеясь, что они когда‑то вернутся».

Даже если живущие в Израиле курдские евреи и не вернутся в Эль‑Куш в ближайшее время, многие из них поддерживают с этим городком прочные связи.

Планируя реконструкцию, Тиффен и Бенард совершили несколько поездок в Израиль, чтобы встретиться с членами общины, в том числе с Йеудой бен Йосефом и ученым Закеном.

«Мы хотели запечатлеть и нематериальное культурное наследие — истории и легенды, которые существуют в общине, в идеале встретиться с людьми, которые помнят, как посещали эту синагогу в молодости, — рассказывает Бенард. — Для евреев восстановленная гробница — осязаемое напоминание об их связи с землей, а восстановленная синагога может помочь в просвещении будущих поколений об историческом, культурном и религиозном разнообразии региона».

Сегодня гробница открыта для посетителей, хотя неясно, приветствуются ли в их числе израильтяне: «Не могу сказать, произойдет ли это сразу. Для израильтян это опасный район, — говорит Тиффен. — Мы надеемся, что восстановленная синагога послужит маяком надежды и напоминанием не только о том, что было, но и о том, что может быть».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь проверять признаки дозволенности в пищу скота и животных

Нам заповедано проверять скот и любых животных, чье мясо мы собираемся употребить в пищу, — обладают ли они перечисленными в Торе признаками, то есть имеют ли раздвоенные копыта и отрыгивают ли жвачку. Если Тора запретила нам что-то, следует тщательно проверять все необходимое, чтобы не нарушить запрет. Эта заповедь в силе повсеместно, во все времена и распространяется как на мужчин, так и на женщин

Свет, пронесённый сквозь тьму: жизнь и наследие реб Исроэля Пинского

Скончался великий еврей. И, что важно, это было скромное величие: он никогда не искал почестей, жил просто, но при этом был настоящим праведником и наставником. Ушел «один из последних могикан» поколения советских хасидов, сумевших нести свет хасидизма за «железным занавесом». Без таких людей не было бы феномена еврейского религиозного возрождения. Исроэль Пинский заслуженно вошёл в летопись движения Хабад как пример непоколебимой верности Торе и еврейскому народу