Голос в тишине. Т. V. ПОХОЖЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По мотивам хасидских историй, собранных раввином Шломо-Йосефом ЗевинымПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«Если же в каком‑нибудь из городов в вашей стране, которую Господь, ваш Бог, отдает вам,

будут бедняки из числа ваших братьев,

то не ожесточай своего сердца и не скупись

перед своими обедневшими братьями».

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

У ребе Менахема‑Мендла из Косова был брат, реб Ицхок. Человек прямой и простой, он не преуспел в жизни и, став своим человеком в доме ребе, взял на себя большую часть хозяйственных хлопот.

Однажды на прием пришел еврей, известный всему Косову как яростный противник ребе Менахема‑Мендла.

— Вы моя последняя надежда, — прямо объявил он. — Много лет я убеждал людей не слушать ваших советов, и вот теперь сам пришел просить помощи.

— Что случилось? — мягко спросил ребе.

— Пришло время выдавать замуж старшую дочь, а в доме ни копейки. Это не свалилось на меня внезапно, последние годы я прилагал все силы, чтобы собрать немного денег. Увы, Всевышний не открыл мне дверь. И вот я подумал, возможно, это произошло из‑за того, что я так страстно выступал против вас. Уважаемый ребе, поверьте, мне совсем не просто было прийти к вам и говорить то, что я сейчас говорю. Прошу вас простить меня, забыть вражду и дать совет, как раздобыть денег.

— О какой сумме идет речь? — спросил ребе Менахем‑Мендл.

— Ох, — тяжело вздохнул бывший враг. — Даже вымолвить страшно. Мне нужно заработать не меньше ста рублей.

Ребе молча открыл ящики стола, вывернул карманы, попросил жену принести всю наличность и отдал просителю девяносто восемь рублей. Тот со слезами на глазах долго не мог двинуться с места, а потом, пятясь, вышел из комнаты, не осмеливаясь повернуться к ребе спиной.

Когда об этом узнал реб Ицхок, он ворвался в комнату и возмущенным голосом воскликнул:

— Я не понимаю тебя, брат! Когда жена просит денег на содержание твоих же детей, ты каждый раз отвечаешь, что денег нет. А тут заявляется негодяй, открыто порочивший твое имя на каждом углу Косова, и ты тут же вручаешь ему огромную сумму. Не лучше ли было отдать эти сто рублей твоей жене на содержание дома?!

— Знаешь, Ицхок, — ответил ребе. — Совсем недавно ко мне приходил важный посетитель, который сделал похожее предложение. Но я ему отказал, так же как и тебе.

— Кто же это был? — удивленно спросил реб Ицхок.

— Сатан, — ответил ребе Менахем‑Мендл из Косова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Надежды и страхи. Недельная глава «Хаей Сара»

Страна Авраама — Израиль. И дети его — преемственность еврейства. Поразительный факт: сегодня, четыре тысячи лет спустя, евреи всего мира больше всего пекутся о том же самом, о безопасности и защищенности Израиля, родного дома евреев, и о будущем еврейского народа. У нас и у Авраама одни и те же надежды, одни страхи. Интересно, найдется ли на свете другой такой народ, у которого сегодня те же заботы, что и четыре тысячелетия назад?

«Хумаш Коль Менахем»: Вопль Сдома

Несмотря на то что жители Сдома нарушили все семь заповедей Ноаха, основным их грехом, за который они были уничтожены, стало отсутствие милосердия. Рамбам прямо пишет о том, что благотворительность — не мицва, обязательная для неевреев. Согласно Рамбаму, Сдом был наказан не за отказ всех жителей давать милостыню, но за то, что они в массе своей выступали против раздачи милостыни другими

Евреи: земледельцы или интеллектуалы?

Какое влияние оказывало на целые поколения евреев чтение этих земледельческих дискуссий мудрецов Талмуда, многие из которых сами были землевладельцами? Будоражили ли эти подробности воображение студента ешивы в мусульманской Испании или в Вильне XIX века, мечтал ли он о жизни на земле, которая станет возможной после прихода Мессии? Или все это представлялось ему абстрактным и немного скучным, сродни налоговому законодательству страны, в которой ты никогда не будешь жить?