Голос в тишине. Т. V. ПОХОЖЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По мотивам хасидских историй, собранных раввином Шломо-Йосефом ЗевинымПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«Если же в каком‑нибудь из городов в вашей стране, которую Господь, ваш Бог, отдает вам,

будут бедняки из числа ваших братьев,

то не ожесточай своего сердца и не скупись

перед своими обедневшими братьями».

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

У ребе Менахема‑Мендла из Косова был брат, реб Ицхок. Человек прямой и простой, он не преуспел в жизни и, став своим человеком в доме ребе, взял на себя большую часть хозяйственных хлопот.

Однажды на прием пришел еврей, известный всему Косову как яростный противник ребе Менахема‑Мендла.

— Вы моя последняя надежда, — прямо объявил он. — Много лет я убеждал людей не слушать ваших советов, и вот теперь сам пришел просить помощи.

— Что случилось? — мягко спросил ребе.

— Пришло время выдавать замуж старшую дочь, а в доме ни копейки. Это не свалилось на меня внезапно, последние годы я прилагал все силы, чтобы собрать немного денег. Увы, Всевышний не открыл мне дверь. И вот я подумал, возможно, это произошло из‑за того, что я так страстно выступал против вас. Уважаемый ребе, поверьте, мне совсем не просто было прийти к вам и говорить то, что я сейчас говорю. Прошу вас простить меня, забыть вражду и дать совет, как раздобыть денег.

— О какой сумме идет речь? — спросил ребе Менахем‑Мендл.

— Ох, — тяжело вздохнул бывший враг. — Даже вымолвить страшно. Мне нужно заработать не меньше ста рублей.

Ребе молча открыл ящики стола, вывернул карманы, попросил жену принести всю наличность и отдал просителю девяносто восемь рублей. Тот со слезами на глазах долго не мог двинуться с места, а потом, пятясь, вышел из комнаты, не осмеливаясь повернуться к ребе спиной.

Когда об этом узнал реб Ицхок, он ворвался в комнату и возмущенным голосом воскликнул:

— Я не понимаю тебя, брат! Когда жена просит денег на содержание твоих же детей, ты каждый раз отвечаешь, что денег нет. А тут заявляется негодяй, открыто порочивший твое имя на каждом углу Косова, и ты тут же вручаешь ему огромную сумму. Не лучше ли было отдать эти сто рублей твоей жене на содержание дома?!

— Знаешь, Ицхок, — ответил ребе. — Совсем недавно ко мне приходил важный посетитель, который сделал похожее предложение. Но я ему отказал, так же как и тебе.

— Кто же это был? — удивленно спросил реб Ицхок.

— Сатан, — ответил ребе Менахем‑Мендл из Косова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Что за Имя Ашема хотел узнать Моше и зачем ему это знание?

Все, что происходило при Исходе, явилось частью плана Творения, и поэтому знамения чудесного порядка не свидетельствуют о недостаточности Творения. На вопрос Моше, достойны ли сыны Израиля выйти из Египта, Ашем признает, что они не заслужили, однако, по словам Раши, сказал: «Есть у Меня задача: через три месяца они должны служить Мне здесь на горе Синай». Дарование Торы является завершением Творения. Как говорит мидраш, если бы в мире не оказалось народа, который был бы готов принять и реализовать Тору, то мир бы исчез

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания

Бог объяснил Моше Свое, казалось бы, парадоксальное проявление милосердия во время изгнания: подобно Тетраграмматону, милосердие Бога в изгнании присутствует, и оно функционально, однако его воздействие — скрыто. Теперь у Моше был исчерпывающий ответ на вопрос, который евреи должны будут ему задать о путях Бога, или о Его Имени…

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста

Впервые в Торе сыны Израиля упоминаются не как индивидуумы, а как одно целое. Так «говорит Ашем Моше: “Я видел мучения народа Моего и спустился спасти его из рук Египта и вывести его из этой страны в страну, текущую молоком и медом”» (Шмот, 3:7). Ибо только Страна Израиля действительно объединяет народ. Более того, это страна святости, а святость есть жизнь. К тому же Эрец‑Исраэль связана с высшим миром, поэтому там присутствует особая жизненная сила