Слово раввина

Еврейский дом строится на любви

Берл Лазар 5 мая 2025
Поделиться

Недавно наша община в Москве открыла «Еврейский дом». Что это за проект? Его главная задача — помочь построить настоящую еврейскую семью. Прежде всего помочь молодым супругам, которые только что вступили в брак и сталкиваются с новыми, незнакомыми для них проблемами. Это касается и отношений между мужем и женой, и обустройства дома, и воспитания детей.

Актуальность подобного проекта не нуждается в пояснениях. Повсюду в мире традиции семейной жизни ослабевают. Недавно опубликовали и российскую статистику: 80% браков заканчиваются разводом в течение первых шести месяцев совместной жизни! И причина проста: массовая культура ориентирует людей на жизнь для удовольствий, а удовольствия, как учит телереклама, достаются легче простого. Поэтому, когда у молодых супругов возникают трудности — а они возникают неизбежно, — многие решают отказаться от семейной жизни вообще.

Дабы избежать такого развития событий, мы и создали «Еврейский дом» с целью помочь супругам построить крепкую еврейскую семью на фундаменте нашей веры, традиции и наших вечных ценностей.

Как наш Закон учит строить семью? Прежде всего он требует понять, что вступление в брак — это ответственность. Перед хупой составляется и подписывается ктува — брачный контракт, в котором перечислены все обязательства мужа. Под хупой муж передает этот документ жене и говорит: «Вот ты посвящена мне». Что значит «посвящена»? Это значит, жена отделяется ото всех ради мужа, нужды дома и семьи для нее становятся отныне на первое место, выше всех других обязанностей.

И муж, и жена, вступая в брак, должны думать прежде всего не о том, как что‑то получить, а о том, как что‑то дать. Ведь это и есть настоящая любовь — не «получить удовольствие», а «дать радость» любимому человеку! Недаром слово «кирва», «близость» (мужа и жены), имеет один корень с «хакрава» («самопожертвование»).

А если главное для тебя — дать, ты стремишься во всем учитывать интересы партнера. Поэтому в еврейской семье супруги с самого начала распределяют ответственность: за что отвечает муж, за что — жена, а какие вопросы надо решать всегда вместе. Это относится к самым разным вопросам: от того, на что потратить деньги из семейного бюджета, до того, как правильно воспитывать ребенка.

Вспоминаю, когда я только женился, глава нашего колеля прочел лекцию для молодых супругов, как следует вести себя с женой. И привел поучительный пример: если вы пригласили гостей на шабат, кто после этого должен мыть посуду? Формально, конечно, жена, потому что она отвечает в семье за все домашние дела. Но ведь есть еще заповедь любви к ближнему, и она учит, что муж, из любви, должен помочь ей, причем помочь с радостью.

Есть известная хасидская история. Жил когда‑то в Тверии мудрый раввин. Когда он скончался, семья ежегодно стала приглашать членов общины на вечер его памяти. И из года в год на этот вечер приезжал человек, которого в общине никто не знал. В конце концов решили поинтересоваться, откуда он и чем обязан покойному. Приезжий рассказал, что он из Иерусалима, поругался с женой и решил уехать от нее подальше. Приехал в Тверию, пошел помолиться в синагогу, познакомился там с раввином, который пригласил его к себе в гости. А в доме раввина его ждали сплошные неожиданности: раввин сам готовил ужин, мыл посуду, стирал белье, а жена сидела и ничего не делала. Гость решил было, что она больна, и уже собирался съезжать в гостиницу, чтобы не утруждать хозяев. Но раввин ему объяснил, что нет никакой болезни: «Свою жену я люблю, как самого себя. Поэтому всегда думаю, а что еще я могу сделать для любимого человека. И делаю это с удовольствием!»

Тут гость понял, что супруги разыграли для него представление, чтобы вывести его на правильный путь. Тогда он вернулся в Иерусалим, сумел доказать жене свою любовь, и с тех пор все у них хорошо благодаря мудрому раввину из Тверии.

Что же касается причин для развода, об этом сказано в Торе (Дварим, 24:1): «Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что он нашел в ней ущерб, пусть напишет разводное письмо и отошлет из дома своего». Наши мудрецы учат, что под «ущербом» понимается серьезный грех, доказывающий нелюбовь: например, супружеская измена.

Впрочем, есть еще слова рабби Гилеля: причиной для развода может стать то, что «жена готовила обед, и он подгорел». Казалось бы, какая мелочь. И совсем непохоже на рабби Гилеля, который как раз отличался удивительной терпимостью! Но есть комментарий известного законоучителя, раввина Соловейчика: когда жена приготовила мясо себе и мужу и один кусок подгорел, то если она возьмет себе хороший кусок, а испорченный положит на тарелку мужа, это значит: здесь нет любви. Вот что такое «ущерб», о котором говорится в Торе.

Итак, еврейская семья основывается на любви. И именно любовь помогает решить любые проблемы, даже самые сложные. А если вы видите, что что‑то идет не так, милости просим в «Еврейский дом», помогут специалисты.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Наши женщины к Б‑гу ближе

К Ребе однажды явилась целая женская делегация с претензией: хотим равенства, хотим заниматься всеми делами, которые сейчас монополизированы мужчинами. А Ребе им с улыбкой отвечал: требовать равенства для женщин — это опускать их вниз. В Талмуде сказано: «Женщине дано больше понимания». Именно поэтому Б‑г возложил на женщину главную миссию — держать дом и семью. Мужчины традиционно выполняют публичные функции, организуют жизнь общества. Это тоже необходимо, но общество — это наши долги и обязательства, а дом и семья — любовь, счастье

Женитьба — шаг серьезный

На протяжении всей нашей истории сохранение еврейской семьи было задачей номер один. Даже наша вера — это не столько религия храмовой службы, сколько религия семьи: все праздники семейные, все обряды семейные. Только сохраняя семью, можно сохранить народ, иначе он обречен на ассимиляцию. Когда возникают смешанные браки, через два‑три поколения потомство полностью перенимает господствующую культуру, после чего растворяется в государствообразующей нации.

Любовь — и только любовь

Давайте обратимся к Торе. К самой главной заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Где вы найдете самых близких «ближних»? В семье. Семья — это любовь, люди вступают в брак потому, что любят друг друга и хотят проявлять эту любовь. А проявлять любовь — значит в своем поведении поставить во главу угла не правоту, не целесообразность, а интересы любимого человека.