Недавно наша община в Москве открыла «Еврейский дом». Что это за проект? Его главная задача — помочь построить настоящую еврейскую семью. Прежде всего помочь молодым супругам, которые только что вступили в брак и сталкиваются с новыми, незнакомыми для них проблемами. Это касается и отношений между мужем и женой, и обустройства дома, и воспитания детей.
Актуальность подобного проекта не нуждается в пояснениях. Повсюду в мире традиции семейной жизни ослабевают. Недавно опубликовали и российскую статистику: 80% браков заканчиваются разводом в течение первых шести месяцев совместной жизни! И причина проста: массовая культура ориентирует людей на жизнь для удовольствий, а удовольствия, как учит телереклама, достаются легче простого. Поэтому, когда у молодых супругов возникают трудности — а они возникают неизбежно, — многие решают отказаться от семейной жизни вообще.
Дабы избежать такого развития событий, мы и создали «Еврейский дом» с целью помочь супругам построить крепкую еврейскую семью на фундаменте нашей веры, традиции и наших вечных ценностей.
Как наш Закон учит строить семью? Прежде всего он требует понять, что вступление в брак — это ответственность. Перед хупой составляется и подписывается ктува — брачный контракт, в котором перечислены все обязательства мужа. Под хупой муж передает этот документ жене и говорит: «Вот ты посвящена мне». Что значит «посвящена»? Это значит, жена отделяется ото всех ради мужа, нужды дома и семьи для нее становятся отныне на первое место, выше всех других обязанностей.
И муж, и жена, вступая в брак, должны думать прежде всего не о том, как что‑то получить, а о том, как что‑то дать. Ведь это и есть настоящая любовь — не «получить удовольствие», а «дать радость» любимому человеку! Недаром слово «кирва», «близость» (мужа и жены), имеет один корень с «хакрава» («самопожертвование»).
А если главное для тебя — дать, ты стремишься во всем учитывать интересы партнера. Поэтому в еврейской семье супруги с самого начала распределяют ответственность: за что отвечает муж, за что — жена, а какие вопросы надо решать всегда вместе. Это относится к самым разным вопросам: от того, на что потратить деньги из семейного бюджета, до того, как правильно воспитывать ребенка.
Вспоминаю, когда я только женился, глава нашего колеля прочел лекцию для молодых супругов, как следует вести себя с женой. И привел поучительный пример: если вы пригласили гостей на шабат, кто после этого должен мыть посуду? Формально, конечно, жена, потому что она отвечает в семье за все домашние дела. Но ведь есть еще заповедь любви к ближнему, и она учит, что муж, из любви, должен помочь ей, причем помочь с радостью.
Есть известная хасидская история. Жил когда‑то в Тверии мудрый раввин. Когда он скончался, семья ежегодно стала приглашать членов общины на вечер его памяти. И из года в год на этот вечер приезжал человек, которого в общине никто не знал. В конце концов решили поинтересоваться, откуда он и чем обязан покойному. Приезжий рассказал, что он из Иерусалима, поругался с женой и решил уехать от нее подальше. Приехал в Тверию, пошел помолиться в синагогу, познакомился там с раввином, который пригласил его к себе в гости. А в доме раввина его ждали сплошные неожиданности: раввин сам готовил ужин, мыл посуду, стирал белье, а жена сидела и ничего не делала. Гость решил было, что она больна, и уже собирался съезжать в гостиницу, чтобы не утруждать хозяев. Но раввин ему объяснил, что нет никакой болезни: «Свою жену я люблю, как самого себя. Поэтому всегда думаю, а что еще я могу сделать для любимого человека. И делаю это с удовольствием!»
Тут гость понял, что супруги разыграли для него представление, чтобы вывести его на правильный путь. Тогда он вернулся в Иерусалим, сумел доказать жене свою любовь, и с тех пор все у них хорошо благодаря мудрому раввину из Тверии.
Что же касается причин для развода, об этом сказано в Торе (Дварим, 24:1): «Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что он нашел в ней ущерб, пусть напишет разводное письмо и отошлет из дома своего». Наши мудрецы учат, что под «ущербом» понимается серьезный грех, доказывающий нелюбовь: например, супружеская измена.
Впрочем, есть еще слова рабби Гилеля: причиной для развода может стать то, что «жена готовила обед, и он подгорел». Казалось бы, какая мелочь. И совсем непохоже на рабби Гилеля, который как раз отличался удивительной терпимостью! Но есть комментарий известного законоучителя, раввина Соловейчика: когда жена приготовила мясо себе и мужу и один кусок подгорел, то если она возьмет себе хороший кусок, а испорченный положит на тарелку мужа, это значит: здесь нет любви. Вот что такое «ущерб», о котором говорится в Торе.
Итак, еврейская семья основывается на любви. И именно любовь помогает решить любые проблемы, даже самые сложные. А если вы видите, что что‑то идет не так, милости просим в «Еврейский дом», помогут специалисты.

Наши женщины к Б‑гу ближе

Женитьба — шаг серьезный
