Послания Любавичского Ребе

Ваишлах: дома все иначе

13 декабря 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Глава «Ваишлах» повествует о том, как отправил Яаков к Эйсаву, брату своему, вестников, чтобы с ним помириться. Примирительная речь начинается так: «У Лавана (тестя своего) жил я». Раши дает на слово гарти («жил я») два комментария. Гарти от гер (пришелец, чужой): «Не стал я (у Лавана) вельможей, а остался чужим», и гарти — слово, буквы которого составляют число 613: «Жил я у злодея Лавана, а 613 заповедей исполнял».

Известно, что все значения заложенных в Торе слов связаны друг с другом. Какова же связь между двумя комментариями на одно слово? Кроме того, зачем было сообщать Эйсаву, что Яаков соблюдал 613 заповедей, могло ли это способствовать примирению братьев?

Мы знаем, что Яаков отправился в Харан извлечь из этого места покоящиеся там искры святости. И с этой задачей он справился, выполнил свою миссию, подготовив еще одно место на земле к приходу Мошиаха. Сам он, возвращаясь из Харана, уже готов был к приходу освободителя и сообщает об этом Эйсаву, надеясь, что брат также очистился от зла и готов к освобождению.

Густав Доре. Молитва Яакова. 1896

Потому и говорит Яаков: «У Лавана жил я», но никоим образом не «заразился» его материализмом; все, связанное с ним, было мне чужим, находилось в области герим, чужих. Главным для меня были мир святости и веры, Тора и заповеди, «613 заповедей».

«И были у меня бык и осел», — добавляет Яаков. Мидраш поясняет: «Осел — это осел Мошиаха». Яаков говорит Эйсаву, что у него уже есть осел Мошиаха и он готов к освобождению.

Но посланцы Яакова, вернувшись, докладывали ему: «Пришли мы к брату твоему, к Эйсаву», — ты думаешь, что он твой брат, что он, как и ты, готов к приходу Мошиаха, а он — Эйсав, такой, как и был, погруженный в зло.

В этом рассказе содержится поучение потомкам: еврей всегда должен быть готов к освобождению. Несмотря на то, что окружающий мир еще не очищен. Он должен подготовить самого себя к освобождению. И сделать это можно, только чувствуя себя гером, чужим ко всему злу и материализму, которые его окружают.

Рассказывают, что Межеричский Магид в юности жил в чрезвычайной бедности. Однажды к нему явился богатый еврей, присланный Баал‑Шем‑Товом. Потрясенный увиденным, он сказал праведнику: «Как вы можете так жить? Вот у меня дома мягкая мебель, хорошая еда». Магид заметил: «Это ведь у вас дома, дома все иначе. Мы сейчас не дома, мы в дороге». Все материальные блага этого мира являлись для него временной суетой, домом для него были Тора и заповеди. Это и есть настоящая подготовка к освобождению.

(Опубликовано в № 80, декабрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора: Ваишлах. Зачем Яакову Эсав?

Как Яаков готовится к встрече с Эсавом после двадцатилетней разлуки? Чего боится Яаков накануне воссоединения с братом? В чем метафизический смысл их встречи? И почему эта история стала символом нереализованных надежд? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает и комментирует очередную недельную главу Торы Ваишлах.

Уроки Торы I. Ваишлах

Мы узнаем о замене имени Яакова на Исраэль (что указывает на принципиальное изменение и в характере личности). Впервые об этом поведал ангел, не сумевший его побороть (традиция сообщает: то был ангел Эсава, а сама схватка олицетворяет неизбежно предстоящую тяжелую борьбу потомков двух братьев, в которой Эсав не победит). Во второй раз говорит Всесильный: «Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль». И тем не менее в Торе еще упоминается имя Яаков. В случае же с Авраамом после изменения его изначального имени — Авраам — оно уже никогда не повторяется в Торе. Чем это объяснить? И имеет ли это для нас значение сегодня?

Недельная глава «Ваишлах». Будь собой

Покуда Яаков хотел быть Эсавом, между ними были напряженность, конфликт и соперничество. Но в ту ночь, готовясь к новой встрече с Эсавом после двадцати двух лет отсутствия дома, Яаков вступает в борьбу с самим собой; в итоге он сбрасывает личину Эсава — того, кем он хотел быть все эти годы. И это важнейший момент в жизни Яакова. Отныне он вполне удовлетворен, став самим собой. Только когда мы перестаем хотеть быть кем‑то иным, мы можем жить в мире и согласии с собой и миром.