Читая Тору

Дедушки и бабушки. Недельная глава «Вайехи»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 25 декабря 2023
Поделиться

Каждую неделю, в пятницу вечером, мы фактически разыгрываем одну из самых трогательных сцен книги Берешит.

Яаков, воссоединившийся с Йосефом, заболевает. Йосеф приходит его навестить и приводит с собой двоих сыновей — Менаше и Эфраима.

Яаков, расчувствовавшись, говорит: «Я не надеялся увидеть тебя [живым]. А Б‑г дал мне увидеть даже твое потомство!» (Берешит 48:11).

Он благословляет Йосефа. А затем кладет руки на головы обоих мальчиков.

«И он благословил их в тот день, сказав: “Пусть [в грядущие времена] Израиль благословляет вашими [именами], говоря: ‘Да сделает тебя Б‑г подобным Эфраиму и Менаше!’”» (Берешит, 48:20).

Так мы благословляем и по сей день. Почему это благословение выше всех остальных? Один из комментаторов («Ялькут Йеуда» Комментарий к Торе. Его автор — рабби Йеуда‑Лейб Гинзбург (1888–1946). Родился и учился в Двинске, был раввином в Ярославле, в 1931 году эмигрировал в США. — Примеч. перев. ) дает такое объяснение: Эфраим и Менаше — первые два еврейских ребенка, рожденные в изгнании. Поэтому еврейские родители, благословляя своих детей, молят Б‑га помочь детям сохранить их идентичность вопреки всем соблазнам и суетным мелочам жизни в рассеянии.

Яаков благословляет Эфраима и Менаше. Бенджамин Уэст. Фрагмент. 1766–1768

Однако самое красивое объяснение — основано оно на «Зоаре» — я услышал от своего достопочтенного предшественника, лорда Якобовица Иммануэль Якобовиц (1921–1999) — раввин. Был главным раввином Объединенных еврейских конгрегаций Великобритании с 1967 по 1991 год. — Примеч. перев. , да будет благословенна память о праведнике. Он заметил: в Торе и Танахе описано много случаев, когда родители благословляют своих детей, но в вышеприведенном стихе содержится единственный пример того, как дедушка благословляет внуков.

У родителей с детьми, говорил лорд Якобовиц, часто возникают трения. Родители беспокоятся за детей. Дети порой бунтуют против родителей. Их взаимоотношения далеко не всегда бывают гладкими.

С внуками все иначе. Взаимоотношения дедушек и бабушек с внуками пронизаны любовью, которая не омрачена беспокойством и трениями. Когда дедушка и бабушка благословляют внуков, они делают это от всего сердца.

Вот почему благословение Яаковом внуков стало образцом благословения для многих поколений. Достоверность и глубокий смысл этого толкования немедля уловит всякий, кому даровано счастье иметь внуков.

Бабушки и дедушки благословляют внуков, а внуки становятся благословением для них. По поводу этого явления есть интереснейшее несовпадение мнений между Вавилонским и Иерусалимским Талмудами. Вот что говорится в Вавилонском Талмуде: «Рабби Йеошуа бен Леви сказал: “Всякий, кто учит своего внука Торе, — это как если бы он получил Тору с горы Синай” Так в английском переводе. Ср. с русским изданием: «Сказал рабби Йеошуа бен Леви: каждому, кто учит сына своего сына Торе, исполнение заповеди засчитывается, будто сын его сына сам получил ее (Тору) на горе Синай» // Вавилонский Талмуд. Трактат Кидушин. Т. I. М.: Книжники; Лехаим, 2022. С.456. — Примеч. перев.
, как сказано: “Научи своих детей и детей своих детей” Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова: «Расскажи об этом своим сыновьям и внукам». — Примеч. перев.
, а затем сказано: “В тот день, когда ты стоял перед Г‑сподом, твоим Б‑гом, у Хорева”» (Дварим, 4:10–11; Кидушин, 30а).

В Иерусалимском Талмуде об этом говорится иначе: «Каждую пятницу рабби Йеошуа бен Леви слушал, как его внук читает недельную главу Торы. Однажды он забыл это сделать и пошел в баню. И только начав мыться, вспомнил, что еще не послушал чтение недельной главы из уст внука, и вышел из бани. Его спросили, почему он уходит, не домывшись, ведь Мишна учит, что, если днем в пятницу ты начал мыться, нельзя прерывать это занятие. Он ответил: “Неужели в ваших глазах это пустяк? Ибо всякий, кто слышит недельную главу из уст своего внука, как если бы слышит ее прямо с горы Синай”» Ср. с рассказом в Вавилонском Талмуде на ту же тему: Трактат Кидушин. Т. I. М.: Книжники; Лехаим, 2022. С. 456. — Примеч. перев.
(ИТ, Шабат, 1:2).

Согласно Вавилонскому Талмуду, величайшая милость, дарованная человеку, — обучать своих внуков Торе. Согласно Иерусалимскому, величайшая милость, дарованная человеку, — когда внуки сами обучают его Торе. Вот единственный спор, по поводу которого всякий, у кого есть внуки, скажет без тени сомнения: обе точки зрения верны.

Какая великолепная симметрия: мы начинаем шабат с благословения, произнесенного дедушкой над внуками, а заканчиваем (в маарив) словами: «Пусть ты доживешь до дня, когда увидишь детей своих детей — пусть будет мир над Израилем!» Так в английском переводе: В русском переводе М. Левинова: «Пусть доведется тебе увидеть детей сыновей своих, мир над Израилем!» // Книга Псалмов [Теилим]. М.: Книжники; Лехаим; F.R.E.E., 2016. С. 172. — Примеч. перев. (Теилим, 128:6).

Какая связь между внуками и миром? Она очевидна: те, кто думает о внуках, заботится о будущем, а те, кто думает о будущем, устанавливают мир. Те же, кто постоянно думает о прошлом, о своих обидах и унижениях, о мести, — ведут войну.

Благословлять внуков и получать благословение от них, учить их и учиться у них — вот высшая милость, какая только может быть дарована еврею. И это безмятежный эпилог трудной жизни Яакова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Вайехи». Не следует предсказывать будущее

Не верьте, что будущее предрешено. Ничего подобного. Нет никакой судьбы, которую мы не можем изменить, нет предсказаний, которые мы не можем опровергнуть. Нам вовсе не предопределено потерпеть неудачу, но и успех заранее не предначертан. Мы не предсказываем будущее, потому что мы же его и создаем, делая выбор, проявляя силу воли и настойчивость, твердо стремясь выжить. Доказательством тому — сам еврейский народ... Недруги еврейского народа много раз объявляли, что у него нет будущего. Но прошло без малого четыре тысячелетия, а еврейский народ неувядающе молод и силен.

Недельная глава «Вайехи». Когда человеку дозволено говорить неправду?

Люди обречены конфликтовать все то время, пока каждая из соперничающих групп утверждает, что обладает монополией на истину. Единственный способ научиться жить в мире — осознать, что, как и все люди, будучи смертными, они никогда не обретут в этой жизни ту истину, каковая есть на небесах. Для нас истина — всегда нечто неполное, обрывочное, взгляд с той или иной стороны, «откуда‑то», в противоположность тому, что философы иногда называют «взглядом из ниоткуда».

Недельная глава «Вайехи». Пережить поражение

В течение двадцати двух лет я жил недалеко от Эбби‑роуд в Северном Лондоне, где знаменитая рок‑группа записала все свои хиты. На первом прослушивании в одной студии звукозаписи им сказали, что гитарные группы «выходят из моды». Студия вынесла свой вердикт: «У “Битлз” нет будущего в шоу‑бизнесе». Шел 1962 год.