Слово раввина

Даешь другим — получаешь для себя

Берл Лазар 21 ноября 2024
Поделиться

Сорок лет назад Ребе выпустил обращение ко всем евреям мира. В нем он призвал каждого выделить постоянное время для изучения Торы. Сколько времени — пусть человек решает сам исходя из своего расписания: кто может заниматься ежедневно, кто через день, кто лишь по выходным. Но главное, чтобы часы для учебы были жестко определены и чтобы в это время человек не занимался ничем другим, даже если очень нужно.

Понятно, в чем важность такого обращения. Ведь именно через Тору Б‑г дает нам возможность познать Его мудрость и на ней построить свою жизнь. Учишь Тору — учишься правильно жить. Иными словами, изучение Торы — самая важная вещь для любого еврея.

На этот счет есть притча о еврее, которому срочно понадобилось поговорить с раввином. Приходит он к раввину домой, а там дети ему говорят: «Папы дома нет, будет позже». Наш еврей решил подождать у ворот — видно, очень уж нужно было встретиться. Ждет он, ждет — и вдруг видит: раввин выходит из дома! «Как не стыдно твоим детям! — кричит еврей. — Они меня обманули, в дом не пустили, сказали, что тебя нет!» А раввин с улыбкой отвечает: «Дети правду сказали: они‑то знают, что, когда я учу Тору, нет меня ни дома, ни вообще в этом мире!»

Если вернуться к обращению Ребе, надо упомянуть еще одну важную вещь. Он особо подчеркивал: те, кто может учить других, также должны выделить для этого занятия постоянное время. И это прежде всего относится к тем, кто учит Торе своих детей. Но так должны поступать и те, кто может передать свои знания друзьям и знакомым: знаешь Тору больше других — будь добр, поделись с ними своими знаниями! Каждый должен помогать тем, кто в этом нуждается. Обучение Торе — тоже помощь, не материальная, но духовная.

И тут ко мне приходят с вопросом: а если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? Часто приходится слышать такие слова: «Понятно, что учить других — это хорошо, но прежде всего надо научиться самому».

По этому вопросу нет единого мнения. Например, знаменитый законоучитель XVIII века Моше бар Шмуэль Софер, известный как Хатам Софер, считал: обучать других Торе — это исполнение заповеди «возлюби ближнего, как самого себя». При этом он ссылался на слова рабби Акивы, что любовь к ближнему является «главным правилом в Торе»: не вообще в жизни, а во всем том, что относится к изучению Торы. Соответственно, есть два аспекта выполнения заповеди «возлюби ближнего» — материальный и духовный.

В материальной сфере действует принцип «хайеха кодмим» («твоя жизнь в первую очередь»). Если у человека в пустыне есть бутылка воды — он имеет право целиком сохранить ее для себя, чтобы не умереть от жажды. Но в сфере духовной любить ближнего нужно в буквальном смысле слова, «как самого себя»: то есть дать ему столько же, сколько имеешь сам. В нашем случае это значит, что время, выделенное для Торы, следует делить пополам: половину для изучения, половину для обучения.

Иного мнения придерживался известный раввин Моше Файнштейн: когда время для Торы ограничено, надо следовать указаниям Рамбама, т. е. определить порядок предпочтений. В первую очередь учись сам; если остается свободное время — учи детей; если же свободного времени побольше — можешь учить других. Здесь, по мнению раввина, должен действовать тот же порядок, что и при отчислении цдаки: «маасер», десятую часть, надо отдать обязательно, если есть возможность — дать до 20%, но не более того.

А какова была точка зрения Ребе? Я в свое время слышал от него разъяснение, почему надо не только учить Тору самому, но и учить других. Конечно, говорил Ребе, когда ты учишь сам, ты уверен в результате, ты по определению делаешь доброе дело. Когда учишь других, уверенности в результате нет. Но учить все равно надо: ведь если твой учитель, который тоже не был уверен в результате, не учил бы тебя, а занимался лишь повышением своих знаний, ты никогда бы не вышел на тот уровень, на котором находишься сейчас.

По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

То есть по сути наш Ребе разделял точку зрения Хатам Софера, однако аргументировал ее не только через заповедь любви к ближнему, а через положения этики, основанной на установках Торы.

Приведу также мнение мудреца Талмуда рабби Ханины, который говорил, что многому научился от учителей, многому от друзей, но больше всего научился от учеников. Это вписывается в аргументацию Ребе: когда мы учим кого‑то, реально мы получаем больше, чем если бы учились сами. Так что учитесь и учите! Это время в любом случае будет потрачено с пользой для вас. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Отдай десятину — и будешь богат

Все, что у нас есть, мы получаем от Б‑га — что‑то для себя, что‑то для родных и близких, а что‑то для того, чтобы дать другим людям. Б‑г создал мир для нас — поэтому именно через нас он дает каждому, обеспечивает каждого. Это учит нас ответственности перед людьми и ответственности перед Б‑гом. И это важнейший источник радости — осознание того, что мы служим Б‑гу, помогая другим людям.

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Хасид Мендл Футерфас был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки... Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой. На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности».