Библиотека : Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Да сотрется имя злодея

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 10 февраля 2016
Поделиться

«Если братья жили вместе и один из них умер,

не оставив сына, то пусть жена умершего

не выходит замуж за чужого человека, вне семьи.

Ее деверь должен войти к ней — взять ее себе в жены, исполнив тем самым долг деверя.

Тогда первенец, которого она родит, унаследует имя того умершего брата, и не исчезнет его имя в Израиле».

Дварим, недельная глава «Ки‑теце»

 

 

Один из рьяных хасидов беседовал с ребе Авроомом из Сохачева, и речь зашла о враче местечка. После учебы в большом городе тот полностью перестал соблюдать заповеди и относился к Торе только как к историческому документу, о чем не уставал повторять пациентам во время приема. Другого врача в Сохачеве не было, поэтому волей‑неволей больным приходилось выслушивать рассуждения ученого эскулапа.

— Да сотрется имя злодея! — вскричал хасид, когда ребе Авроом упомянул врача в разговоре.

— А знаешь ли ты, — мягко остановил его ребе, — что говорит закон про отступника, умершего без потомства?

В тонкостях закона хасид разбирался плохо, поэтому вместо ответа лишь смущенно пожал плечами.

— Иерусалимский Талмуд рассматривает этот вопрос, — продолжил ребе. — И предписывает брату отступника, соблюдающему заповеди, произвести обряд «халица» Обряд, установленный законом в тех случаях, когда левиратный брак — ибум — невозможен. . Халицу, как ты знаешь, делают вместо ибума, а смысл ибума состоит в том, чтобы сохранить имя умершего. Если святая Тора заботится даже об отступниках, почему ты с такой легкостью говоришь о враче, ежедневно спасающем евреев от болезней, — да сотрется его имя?!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Исро: идолопоклонство, отступающее перед Б-жественностью

Дарованная на Синае людям, Тора существовала еще до этого. Как сказано в Талмуде, праот­цы учили Тору, ею занимались и в Египте. Что же означало дарование Торы? Народ Израиля получил воз­можность освятить материальный мир, перевернуть в нем все, что скрывало Б-жественную истину, превратить сокрытие в открытие Б- жественного света.

Недельная глава «Итро». Нация лидеров

Есть одна тема, общая для «Итро» и синайского богоявления, а именно: делегирование, распределение и демократизация власти. Один только Г‑сподь может править единолично. Эту тему вводит Итро. Он приходит к своему зятю и обнаруживает, что тот управляет народом единолично. И говорит ему: «Не хорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Это один из всего лишь двух случаев во всей Торе, где появляются слова «не хорошо».

University of Cambridge: Книга против людей равноденствия: T‑S K.6.63

Процедура расчета года и определения времени Песаха на основании сбора урожая ячменя базировалась на библейской заповеди соблюдать месяц авив и праздновать Песах (Дварим, 16:1). Однако она несла в себе массу неизвестных, которые невозможно было безошибочно установить, исходя из библейского текста. Хотя все караимы были согласны, что авив означает определенную стадию созревания ячменя, они придерживались различных мнений по поводу того, какая именно стадия созревания их интересует, где именно и когда именно проводить проверку, а также сколько именно колосьев должно находиться в данной стадии созревания, чтобы можно было праздновать Песах.