Библиотека: Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Да сотрется имя злодея

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 10 февраля 2016
Поделиться

«Если братья жили вместе и один из них умер,

не оставив сына, то пусть жена умершего

не выходит замуж за чужого человека, вне семьи.

Ее деверь должен войти к ней — взять ее себе в жены, исполнив тем самым долг деверя.

Тогда первенец, которого она родит, унаследует имя того умершего брата, и не исчезнет его имя в Израиле».

Дварим, недельная глава «Ки‑теце»

 

 

Один из рьяных хасидов беседовал с ребе Авроомом из Сохачева, и речь зашла о враче местечка. После учебы в большом городе тот полностью перестал соблюдать заповеди и относился к Торе только как к историческому документу, о чем не уставал повторять пациентам во время приема. Другого врача в Сохачеве не было, поэтому волей‑неволей больным приходилось выслушивать рассуждения ученого эскулапа.

— Да сотрется имя злодея! — вскричал хасид, когда ребе Авроом упомянул врача в разговоре.

— А знаешь ли ты, — мягко остановил его ребе, — что говорит закон про отступника, умершего без потомства?

В тонкостях закона хасид разбирался плохо, поэтому вместо ответа лишь смущенно пожал плечами.

— Иерусалимский Талмуд рассматривает этот вопрос, — продолжил ребе. — И предписывает брату отступника, соблюдающему заповеди, произвести обряд «халица» Обряд, установленный законом в тех случаях, когда левиратный брак — ибум — невозможен. . Халицу, как ты знаешь, делают вместо ибума, а смысл ибума состоит в том, чтобы сохранить имя умершего. Если святая Тора заботится даже об отступниках, почему ты с такой легкостью говоришь о враче, ежедневно спасающем евреев от болезней, — да сотрется его имя?!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Аазину. «Внемлите небеса, и я буду говорить…»

В жизни каждого еврея, в его служении должны присутствовать оба аспекта: как духовный — религиозные чувства, так и физический — само действие, поступок, связанный с исполнением той или иной заповеди. По поводу этой взаимосвязи наши мудрецы говорят; «Заповедь без чувства — как тело без души». Но, с другой стороны, именно «заповедь является тем сосудом, который можно и должно наполнить любовью к Б-гу».

Еврейский «Поход детей»

Положение казалось отчаянным: турки, раздраженные систематическим уклонением от призыва, грозили ишуву серьезными санкциями. Но не идти же помирать на строительных работах в амалийе... Спасение пришло с неожиданной стороны — от детей. Впрочем, почему с неожиданной? Разве не твердили им в гимназиях, что именно от них зависит будущее Эрец‑Исраэль? И гимназисты трех средних учебных заведений почти единодушно приняли османское подданство.

Придворный поставщик

Что шло на пользу еврейскому торговцу роскошью, то помогало и еврейскому дельцу — связи с Голландией, которая в те времена была банкиром Европы, связи в Лейпциге и Франкфурте, крупных финансовых центрах Германии, а в особенности давние, еще со Средних веков, знания о системе финансов. Многие придворные евреи начинали свою карьеру в качестве ростовщиков и торговцев предметами роскоши, стали известны князьям и знати благодаря этому частному роду занятий.