трансляция

Bloomberg: Как Билли Грэм примирил Израиль с евангелистами

Зеэв Хафец 4 марта 2018
Поделиться

Когда Билли Грэм весной 1960 года начал свой евангелистский крестовый поход в Святую землю, он уже был известен во всем мире. Но не в Израиле. Здесь люди никогда не видели его по телевизору, потому что в те далекие дни социалистического аскетизма телевидения не было. Но даже если бы и было, скончавшийся 21 февраля Грэм не мог бы там появиться. Попытка обращать евреев в другую веру была (и остается) строгим табу.

Премьер‑министр Давид Бен‑Гурион разрешил проводить собрания в местах проживания арабов‑христиан, в том числе в башне ИМКА в Иерусалиме. Грэм хотел выступить и в Тель‑Авиве. Но разрешить ему это означало бы, что ортодоксальные партнеры Бен‑Гуриона развалят коалицию.

Поэтому был предложен компромисс: Грэму разрешат выступить в главном зале города, если он пообещает не упоминать об Иисусе и не цитировать Новый Завет. Через своих референтов премьер‑министр посоветовал Грэму рассказать о своих путешествиях.

Грэм мог бы устроить большой скандал. Но он приехал как друг, и он понимал, что ничего личного в этом предложении нет — только политика. Он вычеркнул Тель‑Авив из графика.

В награду за уступку министр иностранных дел Голда Меир устроила официальный завтрак в честь Грэма. Ее очаровал симпатичный молодой евангелист, особенно после того как он заверил ее, что не собирается вести никакой миссионерской работы среди евреев. На самом деле, сказал Грэм, он благодарен Израилю за то, что тот даровал миру Иисуса, которому он посвятил свою жизнь. Меир, выросшей в США, его слова понравились, и она предложила ему повторить их в израильских СМИ, что он и сделал. Это стало началом прекрасной дружбы.

В течение следующего десятилетия Грэм стал открытым христианским сионистом. В 1967 году, после Шестидневной войны, он заявил Антидиффамационной лиге Антидиффамационная лига — американская еврейская неправительственная организация, занимающаяся противостоянием антисемитизму.
, что предвидел объединение Иерусалима под властью евреев, и призвал к диалогу между евангелистами и евреями. «Евреи — избранный Богом народ, — сказал он. — Мы не можем враждовать с ним без вреда для самих себя».

Организация Грэма выпустила фильм «Его Земля» (под словом «его» подразумевался Иисус, а не Грэм). В этом фильме Клифф Ричардс, британский Элвис, путешествовал по Святой земле, древней и современной. Фильм представил Израиль в весьма восторженном свете и привел в бешенство лидеров американских еврейских общин, которые все еще относились к Грэму с подозрением. Вдобавок благодаря фильму Израиль появился на карте евангелического туризма.

Грэм активно выступал за освобождение советских евреев и их репатриацию в Израиль. Он поддерживал евреев и у себя на родине. В 1973 году он выступил против проекта Key ’73 — межконфессиональной кампании по обращению американских евреев в христианство. Эта позиция подвергалась критике в Южной баптистской конвенции Южная баптистская конвенция — крупнейшая баптистская организация в США, членом которой был Грэм. , но Грэм стоял на своем. «Я полагаю, что у Бога всегда были особые отношения с еврейским народом, — писал он в журнале Christianity Today. — В своей евангелистской деятельности я никогда не чувствовал в себе призвания обращаться к евреям…»

Подобный экуменизм оказал существенное воздействие на молодых христиан‑сионистов вроде Джерри Фалуэлла, Пэта Робертсона и Джона Хажи, проложив тем самым путь для существующего альянса между евангелистами и Израилем.

Примерно в это же время Меир, занявшая к этому времени пост премьер‑министра Израиля, посетила США. На обеде в Белом доме она сидела между Грэмом и президентом Ричардом Никсоном. Она подарила проповеднику иллюстрированную Библию на иврите с надписью: «Великому проповеднику знаний, важных для человечества, и хорошему другу Израиля».

Вскоре разразилась война Судного дня. Существование Израиля было под угрозой. Грэм мобилизовал евангелистскую общину, лично и настойчиво призывал Белый дом оказать срочную помощь и координировал свою деятельность с послом Израиля Ицхаком Рабином. В своих мемуарах Рабин, человек, не склонный к сентиментальности, писал, что «безграничная поддержка, которую оказывал Израилю Грэм, всегда глубоко трогала меня».

Благодаря хорошему отношению Меир и Рабина, а также твердой политике отказа от прозелитизма Грэма хорошо принимали светские либеральные американские евреи. Синагоги и общинные организации забрасывали его приглашениями и знаками почета. Американский еврейский комитет присудил ему награду как «одному из величайших христианских друзей евреев в этом столетии».

Определенная неловкость возникла, когда в 2002 году Национальный архив опубликовал магнитофонную запись беседы Никсона и Грэма. Разговор состоялся в Овальном кабинете 1 февраля 1972 года после Национального молитвенного завтрака Национальный молитвенный завтрак — ежегодное мероприятие, форум американской политической и деловой элиты с участием президента США. . Никсон разглагольствовал о том, что евреи завладели всеми средствами массовой информации, а Грэм ему поддакивал.

«Надо разорвать еврейскую удавку, а то страну ждет крах», — заметил Грэм Никсону и добавил, что евреи наводнили США порнографией. Он предложил Никсону начать действовать в этом направлении во время второго срока и пообещал оказать президенту всяческую поддержку.

Когда всплыли эти пленки, многие люди спрашивали, как Билли Грэм мог сказать такое. Грэм и сам раскаивался. «Я думаю, мне хотелось угодить», — рассказал он корреспонденту Newsweek.

Разумеется, он и представить себе не мог, что разговор записывается.

Запись Никсона и Грэма многократно вспоминали в некрологах, появившихся после кончины Грэма. Те, кто не любит евангелистов — особенно евангелистов‑республиканцев, — видели в них доказательство того, что пастор был лицемером и тайным антисемитом. Другие проявляли больше снисходительности. «Двухминутная запись, а люди вспоминают ее 50 лет спустя, — сказал раввин Йехиэль Экштейн, основатель Международного фонда еврейско‑христианской дружбы. — Конечно, можно его простить. Он раскаялся. Для этого у нас есть Йом‑Кипур».

В 2002 году Меир и Рабина уже не было в живых, но они бы не удивились. Не думаю, что им потребовались бы какие‑то извинения. К дружелюбно настроенным неевреям в Израиле обычно относятся со смешанным чувством — «доверяй, но проверяй» и «дела убедительнее слов». Всей своей общественной деятельностью Билли Грэм это испытание прошел. А что он чувствовал или говорил в частных беседах — его дело.

Оригинальная публикация: How Billy Graham Made Israel OK With Evangelicals

КОММЕНТАРИИ
Поделиться