В феврале, в одну из пятниц, я встречался с главным раввином России Берлом Лазаром. Под конец встречи раввин пригласил меня поучаствовать в вечере, посвящённом деятельности еврейского благотворительного фонда, который должен был состояться на следующий вечер. Спустя час, когда я уже ехал в машине, раздался звонок: звонил раввин. Он предложил мне выступить на этом вечере на тему благотворительности. Я был озадачен. Во‑первых, времени на подготовку осталось очень мало. Во‑вторых, мне подумалось, что о благотворительности всё давно уже сказано! Благотворительность на иврите — цдакá, созвучно слову «цедéк», «справедливость». Цдака является неотъемлемой частью еврейской жизни в течение многих столетий. Мы все понимаем, что помогать бедным, больным, немощным — это правильно и хорошо. Казалось бы, и добавить нечего. Но выступать‑то было нужно!..
Я задумался и вспомнил изречение наших мудрецов: «тот, кто выполняет заповедь цдаки, выполняет всю Тору». Возникает вопрос: почему именно эта заповедь, а не какая‑то другая, приравнивается к выполнению всей Торы? Ведь в Торе важны все заповеди. Тем более такие основополагающие, как запрет идолопоклонства, «не убий», «не укради». Почему же мудрецы выделили именно заповедь цдаки?..
Свою версию ответа я предлагаю на рассмотрение читателей.
Согласно теории хасидизма, изложенной в трудах Алтер Ребе, душа человека имеет три составляющих: Б‑жественную, животную и разумную. Для простоты в дальнейшем рассмотрим взаимодействие Б‑жественной и животной души. Согласно теории Алтер Ребе, и Б‑жественная, и животная душа имеют одинаковую структуру, соответствующую структуре духовных миров. Сущностью души является Б‑жественный свет (информация). Душа имеет одеяние в виде сфирот. Напомним читателю, что, согласно каббале, сфира аллегорически олицетворяется в виде сосуда, наполненного светом. При этом каждый сосуд несёт информацию о том или ином свойстве Всевышнего по отношению к Творению. Таким образом, одеянием души являются следующие сфирот: Кетер — воля, желание, Хохма — мудрость, Бина — понимание. Вместе Хохма и Бина составляют интеллект. Есть также эмоциональные сфирот, которые называются Мидот, и сфира Малхут, которая представляет речь и действия.
Таким образом, структура и Б‑жественной, и животной души одинаковы, но предназначение у них разное. Б‑жественная душа всегда направлена на Всевышнего. Она никогда не грешит. Животная душа направлена на наше взаимодействие с материальным миром. Базовым желанием животной души, её фундаментом, является стремление получать для себя. Б‑жественная душа спускается в наш мир и облачается в животную душу человека. Главная задача Б‑жественной души — развернуть желания и стремления животной души в сторону Всевышнего с помощью изучения Торы и выполнения заповедей, изложенных в Торе. Позволительно сделать вывод, что Тора была дарована с целью дать человеку «инструкцию» о том, как изменить свою животную душу.
Однако прежде чем рассмотреть механизм этого процесса, остановимся на одной важной особенности. Кроме Б‑жественной и животной души, в духовном пространстве присутствует сторона зла — «ситра ахара», которая имеет свои собственные десять отрицательных сфирот. Ситра ахара не является частью души человека, но может соединяться с его животной душой. Схематично взаимодействие Б‑жественной и животной души и ситра ахары можно представить следующим образом. Каждая сфира животной души, например Кетер, связана с Кетер Б‑жественной души и Кетер стороны зла. И здесь можно провести аналогию с квантовым компьютером. Напомним читателю: в классическом компьютере система может иметь только два состояния — 1 или 0. Это называется бит. В квантовом компьютере система может иметь бесконечное количество состояний от 1 до 0. И это называется кьюбит. Аналогичную картину мы видим в положении сфирот животной души. Так, например, если сфирот животной души имеют связь со сфирот Б‑жественной души, а связь со стороной зла разорвана, то это состояние можно назвать «1», или состоянием абсолютного праведника. И наоборот, если сфирот животной души связаны со стороной зла, а связь со сфирот Б‑жественной души разорвана, то это состояние можно назвать «0», или состоянием абсолютного грешника. Между двумя этими состояниями существует бесконечное количество промежуточных, которые принимают души обычных людей.
Очевидно, в результате выполнения заповедей связь сфирот животной души со стороной зла ослабляется, а с Б‑жественной, наоборот, усиливается. Однако каждая заповедь влияет по‑своему. Все заповеди Торы важны, и мы не можем судить, какие более важные. Однако одним из основных подходов иудаизма является таковой: чем тяжелее человеку выполнить заповедь, тем больше духовной энергии ему необходимо на это потратить и тем сильнее она влияет на его животную душу. Например, заповедь мезузы, которая закрепляется на косяке двери, не вызывает у человека значительных затрат духовной энергии; соответственно, она влияет на животную душу, но ограниченно. Более сильное влияние оказывает молитва, но влияние это временное. Если мы молимся Всевышнему в состоянии глубокой сосредоточенности (кованны), то в этот момент животная душа забывает о своих материальных потребностях. Однако молитва заканчивается — и мы возвращаемся в материальный мир. Безусловно, результаты воздействия остаются. На этом фоне заповедь благотворительности, цдаки, имеет следующие особенности. Первое: цдака не имеет временной протяжённости, мы отдаём навсегда. Второе: как было сказано, базовым желанием животной души является стремление получать для себя. Цдака имеет абсолютно противоположный характер: мы отдаём. Таким образом, выполняя заповедь цдаки, мы наносим прямой удар по базовому желанию животной души, по её основе, выраженной сфирой Кетер, — стремлению получать для себя. Можно провести аналогию: если существует дом, который надо разрушить, то различные заповеди влияют на различные части дома. Некоторые разрушают крышу, другие — окна, иные — двери, и только цдака разрушает фундамент. Соответственно мы можем сделать вывод: заповедь цдаки по своему воздействию и направленности качественно и количественно превосходит влияние всех остальных заповедей.
Но это ещё не всё. Давая цдаку, мы разворачиваем свою животную душу к Б‑гу. Но также к Б‑гу мы разворачиваем животную душу человека, получающего цдаку! Более того, человек, получивший цдаку, с большей вероятностью сам будет оказывать помощь другим людям. То есть цдака поддаётся эффекту мультипликации.
Становится ясно, что заповедь цдаки выполняет задачу и цель, с которой Тора была дарована евреям. Именно поэтому мудрецы сказали, что «тот, кто выполняет цдаку, выполняет всю Тору».