Благословение и мир
Я с удивлением прочел в Вашем письме, [что Вы все время думаете]: «А что, если, не дай Б‑г, произойдет то‑то или то‑то». Думаю, мне нет нужды объяснять Вам, сколь жизненно необходимым для человека является упование на Всевышнего. Это особенно актуально для наших дней, когда каждый из нас, «уцелевший остаток» , служит красноречивым свидетельством того явного чуда, что мы вообще живы. Поэтому даже одна только мысль о том, что может произойти несчастье, сама по себе является несчастьем!
В наше время, когда во всех отраслях жизни Всевышний ждет от евреев колоссальной отдачи и каждый может убедиться воочию, что «день короток, а работы много» , очень печально видеть, как люди растрачивают столько сил и энергии на подобные мысли, а ведь эти ресурсы так необходимы им для конструктивного труда. Особенно прискорбно наблюдать такие настроения у индивидуумов, наделенных способностями, которые они унаследовали от многих поколений своих достойных предков. Для таких ярких личностей каждая секунда, которую они не используют должным образом, является тяжким грехом. Это справедливо в отношении старшего поколения и тем более когда речь идет о [достаточно молодых] людях, недавно создавших еврейскую семью. Безусловно, они не вправе заниматься расчетами «что будет, если…», тем более что «Хозяин торопит» . Ибо воистину «не тебе предстоит завершить работу, но и не волен ты освободиться от нее» .
Вы, вне всяких сомнений, должным образом участвуете в работе [системы] кошерного образования в Земле Израиля, ибо в этой области ситуация очень тяжелая и опасная, и [в Вашем труде есть] жизненная необходимость .
10 кислева 5712 (9 декабря 1951)
Уважаемая доктор NN.
Что касается основной темы нашей переписки, т. е. моего предположения, что возмущение против Б‑га само по себе служит доказательством веры в Б‑га, — возможно, я выразился не слишком ясно, коль скоро Вы решили, что доказательством я счел сам факт отрицания. Разумеется, когда человек однозначно провозглашает себя атеистом и решает, что отныне в его мыслях, лексиконе и повседневной жизни нет место Б‑гу, то тогда вопрос можно считать исчерпанным. Однако, когда человек утверждает, что Б‑га нет, и в то же время, видя несправедливость, ощущает боль и немедленно вопрошает: «Где же Б‑г?», причем возвращается к этой теме снова и снова, — это доказывает, что в глубине души он верит в Б‑га и именно поэтому испытывает такие негативные эмоции. Что еще важнее, он верит не просто в какую‑то Высшую Сущность, но в Того, кто обладает всеми атрибутами, которые Ему приписывают евреи, — в Б‑га, интересующегося земными делами, несмотря на то что «если праведен ты — что дашь Ему?» и т. д. Более того, это Б‑г, вмешивающийся в повседневную жизнь каждого человека, вплоть до того, чтобы слышать наши молитвы. Молитва же, как ее понимают евреи, не является ни лекарством против страхов, ни средством, приносящим эмоциональное облегчение, вроде тех, которые можно получить по рецепту психиатра. Любое подобное описание противоречит духу всех религий и особенно нашей Торы, которую называют «Торат эмет» («Истинное учение»). В ежедневной молитве амида мы просим у Того, кто «одаряет человека разумом и научает смертного мудрости», даровать нам «мудрость, разумение и знание» — точно так же, как мы просим исцеления у «исцеляющего больных народа своего, Израиля», — в буквальном смысле этого слова. Разумеется, мне не нужно объяснять Вам, что наши молитвы также имеют сокровенный смысл и содержат аллюзии, относящиеся к области каббалы. Однако это не должно заслонять тот факт, что молитва является в первую очередь непосредственным выражением нашей зависимости от Б‑га, удовлетворяющего наши основные потребности — дающего человеку хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы прикрыться.
Разумеется, я знаком с возражениями против сказанного выше, в том числе и с аргументами, упомянутыми в Вашей недавней статье, равно как и в более ранних текстах. В частности, многие недоумевают, как на бестелесную, лишенную формы неизменную Сущность можно повлиять молитвой о дожде во время засухи или другими подобными просьбами. Однако тот факт, что человеческий разум неспособен понять ту или иную вещь, свидетельствует лишь о его ограниченности, а мы давно знаем, что Всевышний непостижим для тех, чье постижение зависит от органов чувств. Разумеется, мы не станем здесь возвращаться к вопросу, над которым и евреи, и неевреи бьются с начала времен и который не разрешен и сегодня. Я убежден, что верующий теряет веру вовсе не из‑за этих докучливых вопросов. Напротив, утратив веру, он пытается успокоить свою совесть, сосредоточившись на этой проблеме.
5727 (1967)
Я получил Ваше письмо, где Вы пишете, что у Вас много претензий к Всевышнему.
Учитывая, что Ваше письмо написано всего за три дня до 9 ава, удивительно, что Вы не упомянули самую главную претензию: вот уже две тысячи лет, как разрушен Храм и евреи пребывают в изгнании, и тем не менее мы до сих пор не удостоились Избавления и т. д.
В конце своего письма Вы пишете, что Вам необходимо получить ответы на свои вопросы. Однако Вы, несомненно, знаете, что вопросы вроде: «Почему страдают праведники?» — задавались еще много веков назад . Более того, глубокому обсуждению этой темы посвящена целая [библейская] книга, книга Иова. Если вы изучите ее, и лучше с комментариями, Вы, безусловно, найдете в ней гораздо более убедительные ответы, чем те, что я волен дать Вам в этом кратком письме.
Поскольку все, что происходит, является следствием Б‑жественного Провидения, а проблемы, о которых Вы мне написали, можно обсудить с любым знающем евреем, а лучше всего с раввином, живущим в Вашем городе, я позволю себе привлечь Ваше внимание к одной вещи, кажущейся самоочевидной, однако, в силу своей важности и своевременности, заслуживает упоминания. Только что закончились Три недели и Девять дней , связанные с разрушением Храма и изгнанием. Именно сейчас от каждого еврея ожидается, что он предпримет дополнительные усилия, связанные с Торой и заповедями, чтобы уничтожить причину изгнания, о которой в наших молитвах сказано: «Из‑за грехов наших мы были изгнаны из страны своей и оказались вдалеке от земли своей». В тот момент, когда каждый исполнит свою часть этой работы по уничтожению упомянутой выше причины, исполнится Б‑жественное обетование немедленного Избавления, и нынешние дни горя станут днями радости и веселья .
Если кто‑то спросит, что он лично может для этого сделать и какое значение могут иметь его поступки, то ему достаточно будет вспомнить учение наших мудрецов и, прежде всего, Рамбама — Наставника растерянных всех поколений, которое он изложил в своем своде законов: «Каждый человек должен видеть себя весь год наполовину праведником, наполовину грешником, и также весь мир — наполовину праведным, наполовину грешным: совершил один проступок — навлек приговор на себя и на весь мир, став причиной его уничтожения; исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление» . Поэтому очевидно, что, когда у человека есть возможность сказать доброе слово, подумать о чем‑то хорошем или сделать доброе дело, он не должен относиться к ней легкомысленно, поскольку это может изменить к лучшему не только его судьбу, но и судьбу всей общины и всего еврейского народа.
Я уверен, что Вы сможете донести эту мысль до молодых людей, с которыми работаете Вы и Ваша организация, чтобы приблизить их к Торе и заповедям.
10 ава 5741 (10 августа 1981)