Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 6 января 2020
Поделиться

Главная роль замужней еврейской женщины — быть настоящей хозяйкой дома (акерет а‑байт), т. е. заниматься домом и, прежде всего, растить детей. Именно об этом сказано: «Вся слава царской дочери — внутри» Теилим, 45:14.
. Это практически не позволяет ей отвлекаться на какие‑либо посторонние дела, пока она занята воспитанием еврейских детей. Ибо женщине присущи особые материнские чувства по отношению к детям, а потому ее влияние на них сильнее и глубже.

Разумеется, женщина может работать в том случае, когда для содержания семьи необходима ее помощь: если ее муж прилежно учит Тору, и она хочет освободить его от забот о заработке; или же если муж работает, но, несмотря на все усилия, зарабатывает недостаточно.

Без даты Сказанное в этих письмах ни в коем случае не следует понимать как запрет женщинам работать. Сохранилось много писем Ребе работающим женщинам, в которых он не делал ни малейшей попытки убедить их бросить свою работу. Более того, в разделе, посвященном школе, будет приведен ряд писем, где Ребе прямо побуждал женщин получать профессиональное образование, необходимое для дальнейшей работы и карьеры.

 

Что же касается вопроса, соглашаться или нет на частичную ставку, — мне кажется, это разумная идея В своем письме женщина жаловалась на трудное финансовое положение, ставшее причиной семейных конфликтов.
.

Из письма от 1971 (5731) года

 

Относительно Вашего переезда в новый дом. Если говорить в общем, в этом вопросе не следует спешить. Когда появится подходящий вариант, Вы сможете обсудить его достоинства и, если предложение Вам понравится, действовать дальше. Что же касается даты, до мая или после, — оставьте это Провидению, поскольку решающим фактором является достойное предложение.

Вы пишете, что прежде могли одновременно заниматься несколькими вещами, теперь же Вам приходится заниматься лишь одним делом. В целом то, что Вы можете заниматься только одним делом, не является свидетельством [какой‑либо проблемы или недостатка]; что же до настроения, то самое лучшее — думать об этом как можно меньше, со временем все само собой придет в норму.

По поводу вопроса о Вашей общественной деятельности: подобной деятельностью также следует заниматься умеренно, в соответствии с обстоятельствами. Разумеется, евреи, мужчины и женщины, должны исполнять заповедь любви к другим евреям (аават Исраэль). Однако эта деятельность не должна вступать в противоречие с другими обязательствами или плохо отражаться на здоровье, поскольку забота о своем здоровье — тоже заповедь Всевышнего.

12 адара 5721 (28 февраля 1961) года

Субботние свечи

Я с интересом прочел о Ваших размышлениях… Возможно, Вам стоит написать статью в форме внутреннего монолога или эссе о модели Эмерсона и опубликовать ее в соответствующем журнале. Разумеется, Вам известна аналогия, упомянутая в Танье (гл. 29), о бревне, которое не хочет загораться ”«В свет души, нужно растоптать и т. д.’. Выражение “[не загорается] свет души” означает, что свет души и разум не светят настолько, чтобы торжествовать над вещественностью тела. И хотя “средний” понимает и размышляет разумом своим о величии Всевышнего, это не схвачено и не усвоено его разумом так, чтобы он смог торжествовать над вещественностью сердца. И потому нужно растоптать ее и унизить, [низведя] до праха, а именно предназначить определенное время для того, чтобы смирять себя, считать себя стоящим низко».
“].

8 тевета 5724 (24 декабря 1963)

 

Мне было приятно прочесть о том, что Вы используете свой художественный талант и готовите выставку. Я рад, что газеты дают положительные отзывы…

Игрот кодеш. Т. IV. С. 222

 

Вы спрашиваете, как понимать стих: «Не делай себе кумира и никакого изображения» Шмот, 20:3. Слово «песель» (кумир, идол) в современном иврите обозначает также любую статую или скульптуру. . Вы также спрашиваете, существует ли принципиальная разница между живописью и музыкой.

Что касается практической алахи, связанной с процитированным стихом, то все необходимые детали и подробности Вы сможете уточнить у местного раввина. Хочу лишь добавить, что у художника или художницы есть больше всего пространства для полноценной реализации своих способностей, не нарушая при этом законов Торы… Более того, благодаря живописи можно достичь более глубокого понимания жизни этого мира, глубже понять слова Псалмопевца: «Велики деяния Г‑сподни… Как многочисленны дела Твои, Г‑споди!» Теилим, 111:2, 104:24.
, а благодаря этому — преисполниться восхищением, благоговением и трепетом перед величием Творца Иными словами, живопись позволяет лучше понять и прочувствовать красоту Вселенной и благодаря этому укрепиться в любви к Б‑гу и трепете перед Ним. Ср. Рамбам, Мишне Тора, Законы основ Торы, 2:1: «Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца, — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б‑га» (Теилим, 42:3).
.

Есть немало выступлений моего почтенного тестя, где он говорит о впечатлении, которое производили на его отца, благословенной памяти Пятый Любавичский Ребе Шолом‑Дов‑Бер Шнеерсон (Рашаб, 1860–1920).
, картины, созданные [кистью подлинных] мастеров. Доходило до того, что, несмотря на то что, как известно, он дорожил каждым мгновением, всякий раз, будучи в Париже, он уделял несколько часов посещению Лувра и начинал с отдела живописи, а затем делился хасидскими озарениями, которые возникали у него, когда он смотрел на картины…

Задача художника — передать внутреннюю сущность того, что он изображает, до такой степени, чтобы даже тот, кто не является художником, понял сущность этой вещи. Дай Б‑г, чтобы Вы повлияли в соответствующем направлении на свое окружение — правильными словами, а самое главное — личным примером.

2 нисана 5729 (20 марта 1969) года

 

Пользуясь возможностью, хочу выразить свое удовлетворение полученным отчетом о Вашем участии в конференции Женщин Хабада и прежде всего тем впечатлением, которое произвело Ваше выступление на присутствовавших.

25 тамуза 5726 (13 июля 1966) года

Женщины и изучение Торы, женские учебные группы

Я получил Ваше письмо, в котором Вы пишете о первой встрече женской группы в Нью‑Хейвене. Мне было очень приятно прочесть об этом, а особенно об учебной программе, которую Вы для себя выбрали. Также я очень доволен, что женщины приняли участие в последующем обсуждении. Я убежден, что их интерес не только сохранится, но даже возрастет. Возможно, стоит подумать о том, чтобы участницы выступали по очереди, а за выступлением следовало обсуждение. Разумеется, необходимо заранее выработать определенную программу, чтобы у всех участниц было достаточно времени приготовить свое сообщение.

Излишне объяснять, что изучение практических законов (диним) является очень важным; вообще, я бы советовал организовать изучение законов праздников накануне соответствующих праздников. К примеру, поскольку скоро Ханука, будет правильным посвятить одну или две встречи изучению законов, связанных с Ханукой. Аналогичным образом следует поступить накануне Пурима, Песаха и т. д. Конечно же, эти занятия нужно проводить в дополнение к изучению практических законов, которое должно происходить на постоянной основе.

Что касается желания некоторых участниц изучать законы семейной чистоты, мне не нужно объяснять, что это самые важные законы. К сожалению, несмотря на то что они служат основой семейной жизни и необходимы как для подлинного счастья, так и для будущего еврейского народа в целом, эти законы мало кто знает, а потому их соблюдают не слишком скрупулезно или не соблюдают вовсе.

Вы упомянули, что для следующего заседания выбрана дата, близкая к 19 кислева День освобождения из Петропавловской крепости основоположника Хабада р. Шнеура‑Залмана из Ляд. Широко отмечается в хасидских общинах.
. В связи с этим я надеюсь, что у вас есть англоязычная брошюра, рассказывающая об этом дне. Если нет, ее можно легко получить из нашего офиса. Будет очень хорошо, если лекция, которая прозвучит на вашей встрече, будет связана с этим историческим днем и его значением, а за лекцией последует обсуждение.

27 хешвана 5719 (10 ноября 1958) года

 

Мне было приятно узнать, что Вы Сара‑Малка Куперман, жена рабби Аарона Купермана, видного преподавателя и активиста. организовали учебную группу для молодых женщин — о чем мы с Вами говорили, когда Вы были здесь, — и что Вы уже видите первые признаки продвижения. Это позволяет мне надеяться, что это вдохновит Вас на новые усилия, чтобы группа достигла еще больших успехов, количественно и качественно, — чтобы, во‑первых, еще больше возросло число молодых женщин, участвующих в работе кружка, а во‑вторых, чтобы они добились духовных достижений….

К письму приложено несколько последних публикаций, которые, я уверен, помогут Вам в Вашей работе.

26 тевета 5717 (21 декабря 1956) года

Я был рад прочитать об успешной работе учебной группы, о которой Вы пишете Сара‑Малка Куперман.
, что работа идет сама собой, при минимальных усилиях с Вашей стороны. В связи с этим мне хотелось бы указать, что, в соответствии с хасидским учением, даже если какое‑то дело наладилось и идет само собой, очевидно, что оно пойдет еще лучше, если к нему будут приложены дополнительные внешние усилия. Это объясняется в связи с известным высказыванием мудрецов: «Если кто‑то говорит: “Я трудился, но не нашел” — не верь ему; “Не трудился и нашел” — не верь ему; “Трудился и нашел” — верь ему» Мегила, 6б.
. Это было сказано об изучении Торы и соблюдении заповедей, даже когда дело касается о людях с колоссальными умственными способностями. Ибо подлинный успех возможен только вследствие значительных усилий.

Поэтому я уверен, что Вы приложите все необходимые усилия, чтобы Ваша группа достигла еще больших успехов. Не сомневаюсь, что Вы знаете мое мнение, что среди предметов, изучаемых в группах молодых замужних женщин, должны быть и законы семейной чистоты. Не сомневаюсь, что в Вашей группе дело обстоит именно так.

14 тевета 5718 (6 января 1958) года

 

Этого письма Это и следующее письмо адресованы Рахели Альтейн, активистке Хабада, впоследствии написавшей книгу «Out of the Inferno: The Efforts That Led to the Rescue of Rabbi Yosef Yitzchak Schneersohn of Lubavitch from War Torn Europe in 1939‑40».
я ждал уже давно, поэтому мне было приятно отметить, что Вы используете свои таланты и способности, чтобы позитивно влиять на свое окружение и прежде всего на других женщин. Я уверен, что Вы также прилагаете специальные усилия для распространения хасидского учения. И поскольку Вы начали действовать в этом направлении, хочу напомнить Вам слова мудрецов: «В вопросах святости повышают ». Таким же образом и праздник Ханука учит нас, что каждый день должно быть больше света См. Шабат, 21б: «В первый день надо зажигать одну свечу, а затем каждый день зажигать на одну свечу больше — до восьми… в соответствии с принципом: “В вопросах святости повышают, а не понижают”». .

Что касается ваших сомнений, что в настоящий момент женщины еще не готовы к организации женских групп хабадниц: если такой шаг является преждевременным и лишь помешает Вашей основной работе, то он, несомненно, должен быть отложен. Самое главное — донести до женщин соответствующие идеи и подготовить их к великим свершениям. Несомненно, существует способ сделать хоть что‑нибудь прямо сейчас. Особенно важно рассеять множество распространенных заблуждений об учении и образе жизни Хабада, которые, к сожалению, нередко неправильно понимают или искажают в силу неведения.

18 тевета 5717 (2 января 1956) года

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

С точки зрения здравого смысла, и это постоянно подчеркивается в Торе, женщина реализует себя именно в качестве домохозяйки. Однако некоторые женщины настаивают на том, чтобы работать вне дома. Это повсеместное явление превратилось в своего рода закон мироздания и в результате привело к полному пересмотру ценностей: главное стало второстепенным, а второстепенное — главным, и теперь женщина может считаться полноценной личностью лишь тогда, когда она идет против своей природы и естественного порядка вещей.

Благословение и мир

В мире, где мода играет столь существенную роль, где сиюминутные прихоти превалируют над принципами и убеждениями, наших достойных матерей и дочерей не заботит, что скажут соседи и прохожие, увидев, что они ведут себя и строят свой дом в соответствии с законами святой Торы. И даже если «прогрессивному» наблюдателю с соответствующими идеями этот образ жизни покажется старомодным, мы, евреи, гордимся своими «старомодными», однако всегда свежими и вечными корнями и стремимся в еще большей степени уподобиться истинным и первичным «корням» еврейского народа, которых сам Всевышний назвал «царством священников и народом святым».

Благословение и мир

Мужчина и женщина подобны голове и сердцу в человеческом теле: оба органа являются жизненно важными, однако у них совершенно разные функции, и лишь при нормальной работе обоих тело будет здоровым. Это справедливо и в отношении места мужчины и женщины в еврейской жизни, а также в любом здоровом человеческом обществе. Очевидно, что сердце не должно чувствовать себя второсортным по отношению к мозгу, хотя во многом зависит от него. Так же и мозг не должен ощущать себя второсортным по отношению к сердцу, хотя во многом зависит от него.