Благословение и мир
Что касается Вашего вопроса, какие темы обсуждать во время встреч Вашей группы, то будет полезным вспомнить совет мудрецов: человеку следует всегда учить то, к чему лежит его душа. Вместе с тем в Вашем конкретном случае важно стремиться привести участниц группы к богобоязненности, неустанно преумножая их знания об иудаизме; в частности, необходимо познакомить Ваших подруг с хасидским путем служения Творцу и постараться напитать их его теплом и светом. Однако, прежде чем засеять участок земли, необходимо очистить его от сорняков, бурьяна и т. д.
Вы пишете, что на встречи приходят женщины, представительницы самых разных слоев общества, как в культурно‑воспитательном, так и в образовательном плане. Для подобных групп это является правилом, а не исключением, поэтому Ваш личный опыт будет и Вашим лучшим наставником, который поможет выбрать наиболее эффективный путь. Для описанных Вами ситуаций трудно предложить жесткие неизменные правила, поскольку каждую группу следует рассматривать в соответствии с ее уровнем, а кроме того, ситуация в самой группе может со временем меняться.
Ваши опасения насчет того, что упор на хасидизм оттолкнет некоторых участниц группы, могут как подтвердиться, так и оказаться далекими от реальности. В любом случае Вам не нужно всякий раз подчеркивать, что такая‑то концепция взята из такого‑то хасидского источника или что это именно «хасидская» идея. Ибо в первую очередь необходимо донести до людей определенные идеи и мировоззрение, и им отнюдь не обязательно знать, что это именно «хасидизм».
Ваше предложение организовать вторую группу в целом кажется мне разумным, особенно если таким образом можно будет сгладить социально‑образовательные различия между ее участницами.
3 адара 5716 (15 февраля 1956)
Вы пишете, что преподаете в школе «Бейт Яаков» и хотели бы знать, насколько справедлив слух о том, что женщинам разрешили учить Гемару . Вы, однако, не уточняете, о какой Гемаре и о каком уровне изучения идет речь.
Что касается оптимальной формы обучения, то это зависит от характера, способностей и уровня знаний учениц. Основные же принципы разъясняются в «Шульхан арух», в разделе «Йоре деа», 247:3; также их можно найти в комментариях «оруженосцев» на этот отрывок. Основные выводы кратко изложены р. Шнеуром‑Залманом из Ляд в его «Законах изучения Торы». И вот его слова: «И женщины обязаны изучать законоположения, которые им необходимо знать, как, например, законы ежемесячного очищения, об окунании, солении мяса, запрете уединения и т. п., а также все заповеди, не связанные с определенным временем, и установления законоучителей, заповеданные им в той же мере, что и мужчинам» .
Помимо этого, в наше время, когда многие, особенно молодежь, поколебались даже в самих основах веры и сделались жертвами внешних влияний, [еврейское образование] стало особенно важным и, прежде всего, именно для девочек, поскольку всего через несколько лет от них станет зависеть то, что будет происходить в еврейских домах. Поэтому необходимо познакомить их с красотой Торы, а также с позицией Торы по поводу тех вопросов, с которыми им предстоит столкнуться в последующей жизни в качестве еврейских жен и матерей. Опыт последних лет красноречиво свидетельствует о том, насколько важными являются эти знания.
В свете сказанного выше в настоящее время невозможно обойтись без того, чтобы даже девушки знали хотя бы основы хасидского учения, являющегося источником более личного восприятия всего, что касается отношений с Б‑гом: любви к Всевышнему, страха перед Ним, любви к Израилю, любви к Торе и т. д. И если эти знания важны для обычных мужчин и женщин, то тем более для тех, кто занимается образованием, так как наставники обладают особым влиянием на подрастающее поколение. Иными словами, если учитель или воспитатель хотя бы немного отклонится от истинного прямого пути, это нанесет колоссальный ущерб его подопечным.
Удивительно, что в своем письме Вы не сообщили никаких дополнительных подробностей ни о своей работе в качестве учительницы, ни о своих ученицах, ни о том окружении, в котором Вы находитесь.
15 ияра 5714 (30 апреля 1953)
Вера и сомнения
Хочу еще раз подчеркнуть, что каждый еврей и каждая еврейка должны быть крепки в своем уповании на Всевышнего. Так же как каждый еврей верует истинной и полной верой, что Святой, благословен Он, является Владыкой мира, ему следует верить и в то, что Он управляет жизнью каждого еврея, будь то мужчина или женщина. А поскольку очевидно, что Он благ, Он, безусловно, ведет дело в правильном направлении.
Когда человек пребывает в сени Его Провидения, ему нечего опасаться. Как сказал царь Давид, «не устрашусь зла, ибо Ты со мной» . Это «Ты со мной» относится к каждому еврею.
Новомесячье адара, 5712 (27 февраля 1952)
Нередко ощущение уверенности в себе и в своей безопасности зависит от чего‑то внешнего и высшего — проще говоря, от веры и упования на Творца вселенной и человека.
Разрушительные события, выпавшие на долю нашего поколения , уничтожившие духовные основы и оторвавшие множество людей от своих семей и национальных традиций, коснулись множества людей, заставив их думать, что они до конца своих дней будут гонимы ветром [и никогда не обретут твердой почвы под ногами]. Я говорю здесь даже о тех, кто сохранил веру. Их вера утратила связь с реальной повседневной жизнью. Они думают о своей вере, произносят «Шма» и «Моде ани» , нередко даже задумываются и о смысле этих слов, — и тем не менее живут и действуют так, словно они совершенно одни… Наиболее практичный способ помочь этом людям восстановить душевное равновесие — напомнить им об их семейных и национальных традициях, которые и сегодня незримо пребывают в их сердцах. Тогда они осознают, что человек не одинок. Более того, они поймут, что мы лишь в определенной степени являемся хозяевами своей судьбы, тогда как все остальное — в руках Всевышнего. Соответственно, нам не нужно нести весь груз [ответственности] на своих плечах, ощущая колоссальную тяжесть ответственности за все, что с нами происходит. Следовательно, нам не стоит переживать из‑за тех или иных событий и обстоятельств.
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 248)