Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 6 февраля 2020
Поделиться

Что касается Вашего вопроса, какие темы обсуждать во время встреч Вашей группы, то будет полезным вспомнить совет мудрецов: человеку следует всегда учить то, к чему лежит его душа. Вместе с тем в Вашем конкретном случае важно стремиться привести участниц группы к богобоязненности, неустанно преумножая их знания об иудаизме; в частности, необходимо познакомить Ваших подруг с хасидским путем служения Творцу и постараться напитать их его теплом и светом. Однако, прежде чем засеять участок земли, необходимо очистить его от сорняков, бурьяна и т. д.

Вы пишете, что на встречи приходят женщины, представительницы самых разных слоев общества, как в культурно‑воспитательном, так и в образовательном плане. Для подобных групп это является правилом, а не исключением, поэтому Ваш личный опыт будет и Вашим лучшим наставником, который поможет выбрать наиболее эффективный путь. Для описанных Вами ситуаций трудно предложить жесткие неизменные правила, поскольку каждую группу следует рассматривать в соответствии с ее уровнем, а кроме того, ситуация в самой группе может со временем меняться.

Ваши опасения насчет того, что упор на хасидизм оттолкнет некоторых участниц группы, могут как подтвердиться, так и оказаться далекими от реальности. В любом случае Вам не нужно всякий раз подчеркивать, что такая‑то концепция взята из такого‑то хасидского источника или что это именно «хасидская» идея. Ибо в первую очередь необходимо донести до людей определенные идеи и мировоззрение, и им отнюдь не обязательно знать, что это именно «хасидизм».

Ваше предложение организовать вторую группу в целом кажется мне разумным, особенно если таким образом можно будет сгладить социально‑образовательные различия между ее участницами.

3 адара 5716 (15 февраля 1956)

Вы пишете, что преподаете в школе «Бейт Яаков» Система религиозных школ для девочек.
и хотели бы знать, насколько справедлив слух о том, что женщинам разрешили учить Гемару Рамбам пишет: «Если Тору учит женщина — есть у нее заслуга, но не такая, как у мужчины, поскольку для нее это не обязанность; а каждый, кто делает нечто, чего делать не обязан, не может сравниться в заслуге с тем, кто выполняет предписание Творца. И хотя у женщин есть заслуга в изучении Торы, мудрецы указали мужчинам не обучать Торе своих дочерей, так как большинство женщин не имеют намерения обучиться и превращают изучение Торы в пустой разговор, по недомыслию своему. Говорят мудрецы: каждый, кто обучает свою дочь Торе, — как будто обучает ее пустому. Это сказано об Устной Торе; но если речь идет о Письменной Торе — хотя и не делают этого специально, но если уже обучил, то не считается, что обучил пустому» (Мишне Тора, Законы изучения Торы, 1:16‑17). Многие религиозные авторитеты расценивают эти слова как запрет учить женщин Устной Торе.
. Вы, однако, не уточняете, о какой Гемаре и о каком уровне изучения идет речь.

Что касается оптимальной формы обучения, то это зависит от характера, способностей и уровня знаний учениц. Основные же принципы разъясняются в «Шульхан арух», в разделе «Йоре деа», 247:3; также их можно найти в комментариях «оруженосцев» «Оруженосцами» принято называть раввинов, чьим главным делом было составление комментариев к тому или иному авторитетному своду еврейских законов. Известными и признанными «оруженосцами» «Шульхан арух» считаются «Турей заав» (акроним Таз; «Золотые столбцы», 1646–1766) Давида бен Шмуэля а‑Леви; «Сифтей коэн» (акроним Шах; «Уста священника», 1646) Шабтая бен Меира а‑Коэна, «Хелькат Мехокек» («Участок законодателя», 1670) М. Лимы (1605?–1658), «Бейт Шмуэль» («Дом Шмуэля», 1689) Шмуэля бен Урии Шраги Фебуса (вторая половина VII века) и «Маген Авраам» («Щит Авраама», 1692) Авраама Абеле Гомбинера (1637?–1683).
на этот отрывок. Основные выводы кратко изложены р. Шнеуром‑Залманом из Ляд в его «Законах изучения Торы». И вот его слова: «И женщины обязаны изучать законоположения, которые им необходимо знать, как, например, законы ежемесячного очищения, об окунании, солении мяса, запрете уединения и т. п., а также все заповеди, не связанные с определенным временем, и установления законоучителей, заповеданные им в той же мере, что и мужчинам» Законы изучения Торы, 1:14. .

Помимо этого, в наше время, когда многие, особенно молодежь, поколебались даже в самих основах веры и сделались жертвами внешних влияний, [еврейское образование] стало особенно важным и, прежде всего, именно для девочек, поскольку всего через несколько лет от них станет зависеть то, что будет происходить в еврейских домах. Поэтому необходимо познакомить их с красотой Торы, а также с позицией Торы по поводу тех вопросов, с которыми им предстоит столкнуться в последующей жизни в качестве еврейских жен и матерей. Опыт последних лет красноречиво свидетельствует о том, насколько важными являются эти знания.

В свете сказанного выше в настоящее время невозможно обойтись без того, чтобы даже девушки знали хотя бы основы хасидского учения, являющегося источником более личного восприятия всего, что касается отношений с Б‑гом: любви к Всевышнему, страха перед Ним, любви к Израилю, любви к Торе и т. д. И если эти знания важны для обычных мужчин и женщин, то тем более для тех, кто занимается образованием, так как наставники обладают особым влиянием на подрастающее поколение. Иными словами, если учитель или воспитатель хотя бы немного отклонится от истинного прямого пути, это нанесет колоссальный ущерб его подопечным.

Удивительно, что в своем письме Вы не сообщили никаких дополнительных подробностей ни о своей работе в качестве учительницы, ни о своих ученицах, ни о том окружении, в котором Вы находитесь.

15 ияра 5714 (30 апреля 1953)

Вера и сомнения

Хочу еще раз подчеркнуть, что каждый еврей и каждая еврейка должны быть крепки в своем уповании на Всевышнего. Так же как каждый еврей верует истинной и полной верой, что Святой, благословен Он, является Владыкой мира, ему следует верить и в то, что Он управляет жизнью каждого еврея, будь то мужчина или женщина. А поскольку очевидно, что Он благ, Он, безусловно, ведет дело в правильном направлении.

Когда человек пребывает в сени Его Провидения, ему нечего опасаться. Как сказал царь Давид, «не устрашусь зла, ибо Ты со мной» Теилим, 23:4.
. Это «Ты со мной» относится к каждому еврею.

Новомесячье адара, 5712 (27 февраля 1952)

Нередко ощущение уверенности в себе и в своей безопасности зависит от чего‑то внешнего и высшего — проще говоря, от веры и упования на Творца вселенной и человека.

Разрушительные события, выпавшие на долю нашего поколения Письмо написано через несколько лет после Катастрофы.
, уничтожившие духовные основы и оторвавшие множество людей от своих семей и национальных традиций, коснулись множества людей, заставив их думать, что они до конца своих дней будут гонимы ветром [и никогда не обретут твердой почвы под ногами]. Я говорю здесь даже о тех, кто сохранил веру. Их вера утратила связь с реальной повседневной жизнью. Они думают о своей вере, произносят «Шма» и «Моде ани» Краткая молитва, которую еврей произносит сразу после пробуждения: «Благодарю Тебя, Царь, живой и вечный, за то, что вернул мне мою душу по Своей милости, — велика вера в Тебя!» , нередко даже задумываются и о смысле этих слов, — и тем не менее живут и действуют так, словно они совершенно одни… Наиболее практичный способ помочь этом людям восстановить душевное равновесие — напомнить им об их семейных и национальных традициях, которые и сегодня незримо пребывают в их сердцах. Тогда они осознают, что человек не одинок. Более того, они поймут, что мы лишь в определенной степени являемся хозяевами своей судьбы, тогда как все остальное — в руках Всевышнего. Соответственно, нам не нужно нести весь груз [ответственности] на своих плечах, ощущая колоссальную тяжесть ответственности за все, что с нами происходит. Следовательно, нам не стоит переживать из‑за тех или иных событий и обстоятельств.

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 248)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Вы пишете, что прежде могли одновременно заниматься несколькими вещами, теперь же Вам приходится заниматься лишь одним делом. В целом то, что Вы можете заниматься только одним делом, не является свидетельством [какой‑либо проблемы или недостатка]; что же до настроения, то самое лучшее — думать об этом как можно меньше, со временем все само собой придет в норму.

Благословение и мир

С точки зрения здравого смысла, и это постоянно подчеркивается в Торе, женщина реализует себя именно в качестве домохозяйки. Однако некоторые женщины настаивают на том, чтобы работать вне дома. Это повсеместное явление превратилось в своего рода закон мироздания и в результате привело к полному пересмотру ценностей: главное стало второстепенным, а второстепенное — главным, и теперь женщина может считаться полноценной личностью лишь тогда, когда она идет против своей природы и естественного порядка вещей.

Благословение и мир

В мире, где мода играет столь существенную роль, где сиюминутные прихоти превалируют над принципами и убеждениями, наших достойных матерей и дочерей не заботит, что скажут соседи и прохожие, увидев, что они ведут себя и строят свой дом в соответствии с законами святой Торы. И даже если «прогрессивному» наблюдателю с соответствующими идеями этот образ жизни покажется старомодным, мы, евреи, гордимся своими «старомодными», однако всегда свежими и вечными корнями и стремимся в еще большей степени уподобиться истинным и первичным «корням» еврейского народа, которых сам Всевышний назвал «царством священников и народом святым».