Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 12 февраля 2021
Поделиться

Пользуясь возможностью, хочу выразить Вам свою признательность за помощь, которую Вы оказываете нашим сотрудникам в Майами. Не сомневаюсь, что Вы продолжите творить добро в еще большем масштабе. И в этом контексте мне хотелось бы упомянуть один момент… Как Вам известно, недавно стартовала кампания по ознакомлению еврейских женщин с законами семейной чистоты. В рамках этой кампании особое внимание следует уделить женщинам, достигшим возраста «перемены в жизни» Менопаузы.
. Нужно объяснять им, что, когда после должной подготовки они единожды сходят в миквы и окунутся по всем правилам Алахи, это очистит их на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, все связанные с этой заповедью усилия (буде таковые вообще потребуются) можно считать совершенно ничтожными, если помнить про конечный результат. Если так поставить вопрос, думаю, многие, если не большинство, охотно согласятся исполнить эту святую заповедь.

Помимо важности посещения миквы как таковой, существует вероятность, что «заповедь повлечет за собой заповедь», как это называют наши мудрецы. Иными словами, после того как женщина посетит микву, ее можно будет привлечь к дальнейшей работе, с тем чтобы она повлияла на своих более молодых подруг и объяснила им, как важно соблюдать законы семейной чистоты. Тема более чем актуальная, так как многие матери и бабушки, начавшие соблюдать те или иные заповеди, могли бы побудить своих дочерей и внучек делать то же самое, но этого не происходит на практике, ведь когда молодые женщины уличают их в несоблюдении законов семейной чистоты, им нечего возразить.

P. S. Письмо написано по‑английски, чтобы Вы по желанию могли показать его женщинам, предпочитающим общаться между собой по‑английски.

Элуль, новомесячье, 5735 (8 августа 1975)

 

В микве.

Мне было приятно прочесть в Вашем письме о первой встрече группы «Семейная чистота»… Разумеется, не нужно объяснять Вам всю колоссальную важность этого вопроса. Я также не думаю, что Вам потребуется долго убеждать других участниц группы в необходимости соблюдения законов семейной чистоты. Достаточно отметить, что даже если по отношению к самому себе человек бывает не очень щепетилен, то любовь и преданность родителей к своим детям безграничны, несмотря на то что ради детей им нередко приходится идти на всевозможные жертвы. Поэтому даже если соблюдение законов семейной чистоты требует от родителей определенных усилий, а то и жертв, тем не менее они пойдут на все, если будут понимать, что, помимо того что заповеди Всевышнего необходимо соблюдать ради них самих, эта конкретная заповедь оказывает благотворное влияние также и на детей, а через детей — и на все следующие поколения. И если это так, то разве соизмеримы временные неудобства с вечными благами — телесным и духовным здоровьем многих и многих еврейских поколений на долгие годы вперед?..

От всей души желаю вашей группе дальнейших успехов и процветания. Дай Б‑г, чтобы к вам присоединилось как можно больше новых участниц, и дай Б‑г, чтобы соблюдение этих фундаментальных законов явилось для каждой из них стимулом соблюдения всех прочих заповедей Торы.

16 адара‑I 5725 (18 февраля 1965)

Субботние свечи, суббота

Мне было приятно узнать, что ты начала зажигать субботние свечи. Не сомневаюсь, что ты будешь поступать так же и в еврейские праздники.

Несмотря на то что, по твоим словам, ты еще не достигла возраста бат мицвы, ты, безусловно, знаешь, что заповедь «воспитания» («хинух»), т. е. повеление обучать евреев соблюдению заповедей, лежит на каждом из нас с самого рождения. Еврей не начинает воспитывать себя накануне бар мицвы или бат мицвы, но обязан заложить основу всей своей дальнейшей жизни задолго до совершеннолетия. Именно это имел в виду мудрейший из всех людей, царь Шломо, когда говорил: «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится» (Мишлей, 22:6). Думаю, мне не нужно тебе объяснять, что, хотя здесь говорится о юношах, речь, как и во многих других библейских стихах, также идет и о девушках.

Разумеется, заповедь следует исполнять, прежде всего, ради самой заповеди, потому что так повелел Всевышний, без всяких мыслей о награде. Тем не менее каждая заповедь содержит множество смыслов и приносит с собой бесчисленное количество Б‑жьих благословений. Это особенно верно в отношении заповеди зажигания субботних свечей, как разъясняют наши мудрецы в трактате «Шабат» «Сказал рав Уна: “У того, кто привык зажигать свечи, сыновья станут мудрецами…” Рав Уна обычно проходил мимо входа в дом рабби Авина‑столяра и [однажды] заметил, что там часто [зажигают] много свечей. Сказал [рав Уна]: “Два великих человека выйдут отсюда [из этого дома]”. И вправду, вышли из этого дома рав Иди бар Авин и рав Хия бар Авин. Рав Хисда обычно проходил мимо входа в дом семьи рава Шизви и [однажды] заметил, что [хозяин] часто [зажигает] много свечей. Сказал [рав Хисда]: “Великий человек выйдет отсюда [из этого дома]”. И вправду, вышел из этого дома рав Шизви» (Шабат, 23б).
и в ряде других источников. Ибо она связана со стихом: «…заповедь — светильник, и Тора — свет» Мишлей, 6:23. . Это значит, что зажигание субботних свечей привносит в дом свет Торы, т. е. всю Тору!

Прежде всего, зажигая субботние свечи, мы должны помнить о простом, «практическом» объяснении этой заповеди: мы зажигаем их, среди прочего, для того, чтобы в нашем доме было светло и никто не споткнулся и не покалечился в темноте, Б‑же упаси. Однако на более глубинном уровне субботние свечи светят всем домочадцам светом Торы, озаряя их жизненный путь и оберегая от ошибок и соблазнов.

Кроме того, зажигающий субботние свечи… будет благословлен Б‑гом во всем, что касается его материальных потребностей.

24 кислева 5735 (8 декабря 1974)

 

Вы спрашиваете, какой смысл имеет долларовая банкнота, которую Вы получили в рамках кампании «Зажигаем субботние свечи» В разные годы Ребе инициировал десять мивцоим («кампаний», ед. ч. «мивца»), призванных способствовать возвращению евреев к соблюдению традиционных обрядов. Среди этих десяти были кампании, призывающие возлагать тфилин, прибивать мезузы к косякам еврейских домов, соблюдать кашрут, жертвовать на благотворительность (цдака), держать дома священные книги и зажигать субботние свечи. См.: А. Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Мой Ребе. М.: Книжники, 2015.
. Хотя здесь можно сказать многое, я ограничусь двумя краткими ремарками. Однако прежде — небольшое предисловие.

Как Вы знаете, евреи обязаны помнить и соблюдать все повеления Торы. Однако есть заповеди, которые непосредственно связаны с памятью. Среди наиболее известных из них — четвертое речение Декалога: «Помни день субботний, чтобы святить его» Шмот, 20:8.
. Также есть заповедь ежедневно вспоминать об исходе из Египта и ряд других, не менее фундаментальных, заветов Творца, в частности наказ помнить день дарования Торы: «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: o дне, когда ты стоял пред Г‑сподом, Б‑гом твоим, при Хореве» Дварим, 4:9–10.
.

Совершенно очевидно, почему Тора повелела нам помнить эти важнейшие события. Как мы знаем, еврей живет в физическом мире, чья материальная составляющая беспрестанно пытается свернуть его с правильного пути, завлекая всевозможными осязаемыми благами, отвлекающими его внимание от настоящих, вечных ценностей. Разумеется, мы говорим здесь о благах «кошерных», вроде еды, питья, забот, связанных с ведением бизнеса, и т. д. — словом, о жизни, которая ведется в строгом соответствии с «Шульхан арухом». Однако поскольку еврей неизбежно занимается этими рутинными вещами большую часть своего времени, может случиться так, что он позволит себе чрезмерно увлечься ими и позабудет о несоизмеримо более принципиальных вещах, которые Тора требует от нас помнить в первую очередь.

Как учит нас опыт, когда люди хотят быть уверены, что не забудут о том или ином предмете, они совершают те или иные действия, направленные на поддержание своей памяти. Именно поэтому Тора дает нам ряд заповедей, которые, помимо всего прочего, служат вечными напоминаниями. Еще раз воспользуемся общеизвестным примером: мезуза, помимо всего прочего, напоминает еврею, когда тот входит в дом или выходит из дома, что Б‑г, наша жизнь и наша сила, — един, как сказано в отрывке из «Шма», вложенном в мезузу Среди прочего, на пергаменте мезузы пишут стих: «Слушай, Израиль, Г‑сподь, Б‑г наш, Г‑сподь один».
. Аналогичным образом, проснувшись утром, мы произносим молитву, в которой сказано, что душа, которую Б‑г возвращает нам, — чиста Речь идет о молитве, которую произносят перед утренними благословениями: «Б‑г мой! Душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, Ты сохраняешь ее во мне, и в будущем Ты заберешь ее у меня, а затем вернешь ее мне в грядущем… Благословен Ты, Г‑сподь, возвращающий души в мертвые тела» (Брахот, 60б).
. Точно так же и многие другие заповеди служат еврею напоминанием, в чем состоит истинный смысл его жизни — на всех путях своих служить Б‑гу. Есть заповеди, которые касаются коллективной еврейской памяти, поскольку соблюдать их обязаны все евреи в равной степени, а есть те, что предназначены для определенных групп: судей, священников, царей. И это подводит нас к теме Вашего письма.

Одной из самых важных и самых красивых заповедей Всевышнего является повеление зажигать свечи накануне субботы и праздников. Еврейские женщины, матери и дочери, удостоились чести зажигать их не только для себя, но и для всей семьи, для всех домочадцев. Очевидно, что все домочадцы пользуются светом свечей, освещающих и дом, и стол, и членов семьи, сидящих за субботней или праздничной трапезой.

Однако речь здесь идет о гораздо более высоких вещах, нежели о простом освещении дома в прямом смысле этого слова, — на глубинном уровне эта заповедь освещает дом и в духовном смысле, в соответствии со словами благословения, которое произносят перед зажиганием: «Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи». Поэтому крайне желательно, чтобы для столь важной заповеди в семье было заведено некое специальное напоминание, лишний раз подчеркивающее ее истинную ценность. Это необязательно должно быть что‑то грандиозное или обременительное, но непременно должно подчеркивать важность заповеди зажигания свечей. Лучше всего, если напоминание будет связано с деньгами, поскольку деньги — средство, позволяющее исполнить заповедь благотворительности, а благотворительность, в свою очередь, является не менее основополагающей заповедью — ведь дающий мог бы купить на свои честно заработанные деньги что‑то нужное ему самому, а вместо этого бескорыстно отдает их нуждающемуся и тем самым как бы спасает ему жизнь.

Благотворительность связана с зажиганием свечей еще и потому, что, как объясняли мудрецы, зажигание свечей призвано искупить промах первой женщины, Хавы, которая «погасила свечу мира» в душе первого человека, побудив его вкусить от запретного плода. Исполняя эту заповедь как подобает, еврейская мать или дочь искупает проступок Хавы, возжигая означенную «свечу» вновь. Поэтому будет в высшей степени похвально, если зажигание свечей будет связано с благотворительностью, поскольку благотворительность, как уже было сказано, — это тоже спасение жизни.

Именно в этом смысл доллара или дайма Монета достоинством в 10 центов. , которые мы раздаем в рамках кампании «Зажигаем субботние свечи». Эти деньги предназначены на благотворительность, однако если Вы хотите оставить эту монету или купюру на память, нужно пожертвовать на благотворительность соответствующую сумму. Все эти действия призваны привлечь наше внимание и подчеркнуть важность заповеди зажигания свечей в наших глазах…

Сиван, новомесячье, 5735 (11 мая 1975)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Если бы было возможно предать гласности тот факт, что большинство родителей испытывают чувство внутреннего сожаления, что не соблюдали законов семейной чистоты, а теперь их дети страдают от последствий, это избавило бы нас от множества споров о важности соблюдения этих предписаний Торы.

Благословение и мир

Вам, несомненно, известно о еврейском вкладе в формирование и развитие таких идей, как свобода, гуманизм и т. д. Даже девиз Организации Объединенных Наций «Не поднимет народ на народ меча» является идеалом, о котором Всевышний через еврейского пророка поведал евреям, а через них и всем остальным народам. Среди прочего, это лишний раз подчеркивает разительный контраст между написанным на стенах вышеупомянутой организации идеалом, и тем, что ежедневно происходит в этих стенах на самом деле.

Благословение и мир

То общее, что объединяет всех евреев и служит основой еврейского выживания, не связано с территорией, поскольку на протяжении большей части истории у евреев не было своей страны. Это и не язык, так как в разные времена и в разных странах евреи говорили на разных языках, и даже во времена царя Хизкии евреи изъяснялись по‑арамейски. Единственное, что не менялось в еврейской жизни, — это соблюдение субботы, кашрут, молитва и другие заповеди Торы, как Письменной, так и Устной.