Благословение и мир
Соблюдение заповедей
Законы семейной чистоты
Мне было очень приятно прочесть, что Вы стали президентом организации «Таарат а‑Мишпаха» . Мой тесть, Ребе, благословенной памяти, как‑то сказал, что хороший учитель — это тот, кто смог научить своих учеников самостоятельно, без преподавателя, учиться. Это определение в полной мере применимо и к административной сфере. Хороший организатор — это человек, способный так воодушевить членов своей организации, чтобы те хотели работать самостоятельно и президенту, и другим руководителям, не нужно было бы всякий раз мотивировать их заново.
28 хешвана 5711 (8 ноября 1950)
Что касается Вашей дочери, то, как я уже неоднократно писал, если девушка никак не может найти себе суженого, то родители, особенно мать, должны, прежде всего, поговорить с ней о том, как должна строиться жизнь в еврейском доме, и в первую очередь обо всем, что касается семейной чистоты (миквы). Ибо еврей может быть счастлив только тогда, когда живет по Торе.
Совершенно нечего стесняться говорить на эту тему, и недостаточно ограничиться всего одной беседой. Между тем, как следует из Вашего молчания, в этом направлении было сделано очень мало или же ничего не сделано вовсе.
Поэтому мне крайне странно Ваше недоумение относительно причины, по которой дело не двигается, — как оно может двигаться, если не выполнен наказ Святого, благословен Он?
Я надеюсь, что по крайней мере теперь Вы начнете говорить с дочерью на эту тему. И тогда Святой, благословен Он, поможет ей найти достойного парня.
26 швата 5714 (1 января 1954)
Я получил Ваше письмо, в котором Вы пишете o своей биографии и о главных вехах Вашей жизни.
В своем ответе я буду говорить только о важнейших моментах Вашего письма и прежде всего — о конкретной заповеди, наиболее принципиальной для счастливой семейной жизни: о семейной чистоте. Вы пишете, что не понимаете важности этой заповеди. Это неудивительно: маленький ребенок тоже не может понять профессора, превосходящего его своими знаниями. При этом следует помнить, что разница между маленьким ребенком и умудренным профессором — исключительно количественная, но отнюдь не качественная, ибо со временем ребенок может не только достичь уровня профессора, но и превзойти его.
Совсем иначе обстоит дело, когда речь идет о разнице между сотворенными, будь это даже мудрейшие люди на земле, и Самим Творцом. Как можем мы, люди, надеяться постичь бесконечную мудрость Творца? Лишь по великому Своему милосердию Б‑г открыл нам смысл некоторых заповедей, так что мы можем составить о них некоторое представление и немного проникнуть в их суть. Вместе с тем очевидно, что Б‑г дал нам многочисленные заповеди ради нашего блага, а вовсе не ради Своей пользы. Отсюда ясно следует, каким должно быть разумное отношение к заповедям. И если это справедливо в отношении любой заповеди, то тем более — в отношении упомянутой заповеди о соблюдении семейной чистоты, от чего непосредственно зависит не только взаимное счастье мужа и жены, но также благополучие и счастье их потомков — детей, внуков, правнуков.
Также очевидно, что ради своих детей родители готовы на всё, даже если существует лишь незначительный шанс, что их усилия принесут плоды и даже если эти усилия сопряжены со значительными трудностями. Это тем более верно, когда речь идет об огромных и долговременных выгодах, в сравнении с которыми наша жертва выглядит ничтожной. Даже если трудности являются не только воображаемыми, а вполне реальными, можно быть уверенными в том, что стоит человеку начать соблюдать заповеди, как они будут казаться все менее значительными и наконец совсем исчезнут.
Разумеется, мне знаком аргумент, что существует множество не соблюдающих семейных пар, которые, судя по всему, счастливы. Ответ здесь очевиден. Прежде всего, известно, что Б‑г очень милосерден и долготерпелив и ждет, чтобы заблуждающийся грешник искренне раскаялся и вернулся к Нему. Кроме того, внешняя сторона обманчива, и мы никогда не можем знать, что действительно происходит в чужой жизни, особенно когда дело касается детей и других личных материй, которые, по понятным причинам, хранят в тайне.
Что же касается соблюдения законов семейной чистоты, то даже голая статистика, приводимая в отчетах и таблицах специалистов, врачей и социологов, которых никак нельзя назвать симпатизирующими религиозным евреям, явно свидетельствует о тех преимуществах, которые приносит соблюдение законов семейной чистоты. Эта статистика опубликована в различных изданиях, однако в мои намерения не входит подробно останавливаться на ней в письме.
Все это я, разумеется, пишу вовсе не для того, чтобы упрекать или проповедовать, но в надежде на то, что, получив мое письмо, Вы серьезно обдумаете этот вопрос, начнете соблюдать законы семейной чистоты и вообще придерживаться еврейского образа жизни… Даже если Вам кажется, что Вам нужно будет справиться с определенными трудностями, Вы можете быть уверены, что справитесь с ними и что эти трудности существуют только на начальном этапе.
Как я понял, в вашей общине есть молодые соблюдающие пары, и Вы можете обсудить этот вопрос с ними и узнать все законы и правила, касающиеся семейной чистоты. Если же Вам покажется неудобным спрашивать у друзей, есть немало буклетов, содержащих всю необходимую информацию, а также список мест, где есть миква.
Далее я хотел бы остановиться на различных неприятных происшествиях, случившихся в Вашей семье, о которых Вы мне написали. В свете сказанного выше это нельзя назвать полной неожиданностью. Поскольку еврей по своей природе стремится жить в соответствии с повелениями Всевышнего, неудивительно, что человек чувствует, что запутался, если у него нет истинной веры в Б‑га, этой единственной твердой почвы для иудея. Кроме того, поскольку заповеди служат каналами для получения Б‑жественных благ, нет ничего странного в том, что несоблюдение заповедей не позволяет Б‑жественному благословению осуществиться.
Поскольку недавно мы отпраздновали праздник дарования Торы, хочу напомнить, что евреи получили Тору единственно правильным образом — заявив: «Все, что говорил нам Г‑сподь, сделаем и поймем» . Иными словами, мы принимаем Тору и заповеди без вопросов, безусловно, независимо от того, понимаем ли мы те или иные заповеди, нравятся они нам или нет. В то же время мы знаем, что должны стремиться узнать о внутреннем смысле заповедей как можно больше. Это верно и сегодня, поскольку Тора вечна и не устаревает.
14 сивана 5724 (25 мая 1964)
Вы пишете о Вашей сестре, которая очень переживает, что ее дети ведут себя не так, как подобает евреям.
Передайте ей, что слезами делу не поможешь. Нужно объяснить ей, что она сможет чего‑либо добиться только добром, лаской и просьбами. Пусть не отчаивается и возвращается к этой теме снова и снова.
Вы пишете также, что сын сестры собрался жениться. Следует обязательно поговорить с его невестой, чтобы она жила так, как подобает еврейской дочери. Особенно необходимо подчеркнуть важность соблюдения правил семейной жизни, кашрута и субботы. Нужно дать ей понять, что от этого зависит не только ее счастье, но и счастье ее жениха и их будущих детей.
(Игрот кодеш. Т. V. С. 80)
Я получил Ваше письмо, в котором Вы пишете, что, хотя Ваш сын женат уже много лет, у них с женой до сих пор нет детей.
Прежде всего, Вы должны убедиться, что Ваша невестка ведет себя, как подобает еврейской женщине, в том, что касается соблюдения законов семейной чистоты. Ибо того, кто соблюдает законы семейной чистоты, Б‑г благословляет детьми, здоровыми как физически, так и духовно.
Если до сих пор Ваша невестка не соблюдала законов семейной чистоты, то, возможно, это величайшее милосердие Всевышнего, что у них с мужем нет детей, поскольку Всевышний хочет благословить их детьми, здоровыми физически и духовно.
Не спрашивайте меня, почему мы видим, что у тех, кто, Б‑же сохрани, не соблюдает законов семейной чистоты, рождаются дети, которые выглядят здоровыми. Такое впечатление возникает только потому, что мы не знаем наверняка, что происходит у других людей. Родители стыдятся рассказывать о своей боли, о внутренних страданиях и о муках, которые они испытывают, видя, как несправедливо поступили по отношению к своим детям, не соблюдая законов семейной чистоты. Поэтому они стремятся скрыть свои чувства самыми различными способами.
Если бы было возможно предать гласности тот факт, что большинство родителей испытывают чувство внутреннего сожаления, что не соблюдали законов семейной чистоты, а теперь их дети страдают от последствий, это избавило бы нас от множества споров о важности соблюдения этих предписаний Торы.
Я не хочу причинять Вам боль, однако, как жена и мать, Вы не должны жалеть усилий на то, чтобы Ваш сын и его супруга, а также другие Ваши дети соблюдали законы семейной чистоты. Поступая таким образом, человек не делает одолжение Б‑гу, но делает одолжение самому себе, защищая своих детей и внуков от беды.
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 321)