Благословение и мир
Баалей тшува, прозелиты, заповеди потомков Ноаха
…По поводу Вашего письма. С большим интересом прочел Вашу биографию. Мне приятно, что сейчас Вы ведете дом в соответствии с требованиями нашей святой Торы, которую называют Торой жизни, ибо она действительно является источником истинной жизни, а также путеводителем во всех повседневных вопросах. Я уверен, что, несмотря на все трудности, которые были у Вас в прошлом и которые в некоторой степени ощущаются и сегодня, Вы найдете в Торе все необходимое для того, чтобы суметь преодолеть все препятствия и преуспеть на избранном пути.
Разумеется, та часть Вашего прошлого, которая основывалась на иных приоритетах, нуждается в очищении. Я убежден, что Вы и сами предпринимаете сегодня целенаправленные усилия для того, чтобы исправить свое настоящее и будущее. С другой стороны, человеческая природа такова, что то, что легко дается, воспринимается нами как само собой разумеющееся, и мы ценим эти свои достижения далеко не так, как те вещи, ради которых нам приходится бороться и сражаться. Поэтому тот уровень еврейской жизни, которого вы с мужем достигли ценой значительных усилий, несомненно окажет на вас обоих глубокое и продолжительное влияние. Дай Б‑г, чтобы вы вместе со своими детьми и дальше следовали в том же направлении, не позволяя себе отклониться и не отступая перед теми трудностями, которые Вы описали в своем письме. В хасидской литературе объясняется, что нужно учиться даже у дурного начала, ибо сами трудности призваны служить стимулом для нашего дальнейшего духовного роста. Как мы знаем, дурное начало исполняет свои обязанности крайне настойчиво и неустанно. Раз за разом оно пытается сбить еврея с пути Торы и заповедей: непрерывно чинит ему всевозможные препоны, предлагает искушения и приводит доводы, почему ему следует жить иначе. В частности, дурное начало нередко действует под видом благочестия и «голоса морали» — например, рассуждает о заповеди почитания отца и матери , о необходимости поддержания мира и согласия и в качестве подспорья приводит различные логические выкладки в попытке оправдать отклонения от предписаний «Шульхан арух». Так вот и настойчивость дурного начала, и его преданность своему долгу должны служить нам наглядной иллюстрацией того, насколько каждому из нас необходимо быть преданным нашему настоящему делу. Ибо у всех евреев есть Б‑жественная душа и естественное стремление к добру и святости, благодаря которым все мы должны стремиться служить Всевышнему в радости и веселье.
В связи со сказанным выше я хочу остановиться на том месте Вашего письма, где Вы пишете, что стали «изгоем» в своей семье, так как путь Ваших близких далек от еврейского образа жизни и им не нравится Ваша приверженность традиционному иудаизму. На самом деле все обстоит прямо противоположным образом, поскольку если кого и можно считать изгоями, так это тех, кто порвал с Торой и еврейской традицией, насчитывающей более ста поколений и восходящей к тем временам, когда евреи стали святым народом на горе Синай. Еврейская история наглядно свидетельствует, что именно Тора служила осью еврейской традиции и основой национального существования на протяжении веков. Разумеется, всегда были предпочитавшие сойти с этого пути, начиная с тех, кто поклонялся золотому тельцу, и заканчивая сегодняшними ассимиляторами. Однако все эти явления были преходящими: часть «отщепенцев» возвращалась к еврейский традиции, а подлинные изгои пропадали навсегда. Это справедливо и в отношении последователей Баала, живших в эпоху Первого храма, и в отношении саддукеев эпохи Второго храма, а также в отношении первых христиан , караимов и т. д.
То общее, что объединяет всех евреев и служит основой еврейского выживания, не связано с территорией, поскольку на протяжении большей части истории у евреев не было своей страны. Это и не язык, так как в разные времена и в разных странах евреи говорили на разных языках, и даже во времена царя Хизкии евреи изъяснялись по‑арамейски . Какие‑либо культурные и общественные факторы также нельзя считать причиной еврейского выживания, поскольку в разные эпохи и в разных странах они варьировались.
Единственное, что не менялось в еврейской жизни, — это соблюдение субботы, кашрут, молитва и другие заповеди Торы, как Письменной, так и Устной . Именно Тора и заповеди являются основой еврейской жизни и выживания. Соответственно, чем больше наша повседневная жизнь и поведение соответствуют еврейским нормам, тем крепче наша связь с еврейским народом. И наоборот, чем больше уступок мы себе позволяем, тем слабее становится наша связь с еврейским народом, так что в конце концов можно действительно стать изгоем, Б‑же сохрани!..
Что же до обвинений, выдвигаемых некоторыми людьми по поводу того, что традиционная еврейская жизнь якобы является проявлением «фанатизма», то здесь тоже нет для нас ничего нового. Со времен поклонения золотому тельцу всегда были евреи, считавшие себя «прогрессивными» и клеймившие других «фанатиками», «фундаменталистами» и т. д.
8 адара‑II 5727 (20 марта 1967)
Поскольку Вы стали совершеннолетней уже несколько лет назад и являетесь полноправной еврейкой, Вы обязаны соблюдать все заповеди, которые предписаны к соблюдению для еврейских женщин и девушек. Я уверен, что Вы соблюдаете их ревностно и скрупулезно. Если же в прошлом Вы пренебрегали ими, то ведь нам было сказано, что ничто не устоит перед искренним раскаянием. Любое прегрешение можно исправить, если очень стараться исполнять данную заповедь «с украшением».
Новомесячье нисана 5742 (25 марта 1982)
Вы пишете о своем происхождении и воспитании, а также об изменениях, произошедших в Вашей жизни в связи с тем, что Вы выросли в окружении, которое не было до конца ортодоксальным, однако со временем Вы изменили свою жизнь и стали вести более еврейский образ жизни, что привело к напряжению в отношениях с мужем.
Я прекрасно понимаю Вашего мужа, который не прошел весь этот путь вместе с Вами или, во всяком случае, значительно отстал от Вас. Поэтому время от времени он может быть недоволен, что его супруга добилась такого успеха, тогда как сам он все еще не собрался с силами, чтобы последовать ее примеру. С другой стороны, очевидно, кто в этом случае должен идти на уступки, чтобы избежать трений.
Человеку нерелигиозному нетрудно уступить, поскольку, с его точки зрения, эти уступки не сопряжены с каким‑либо грехом, не противоречат его базовым убеждениям и не обременяют его совесть. Напротив, для верующего человека уступка является оскорблением религиозных чувств и убеждений и задевает его до глубины души.
Из этого следует, что отношение Вашего мужа постепенно изменится, особенно если Вы будете следовать путями Торы, о которых сказано: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». Впрочем, это сработает только в том случае, если Ваш супруг увидит, что Вы не пытаетесь доминировать и руководствуетесь исключительно религиозным чувством и глубоким убеждением, что обрели истину и, соответственно, стремитесь, чтобы самый любимый и дорогой Вам человек также осознал эту новонайденную истину.
Дай Б‑г, чтобы все трудности и трения растаяли как дым и чтобы вы с мужем рука об руку шли по жизни путем истины — путем Торы и заповедей, радости и счастья. Дай Б‑г, чтобы вы вместе вырастили детей для Торы, хупы и добрых дел, чтобы дети ваши были здоровы и всегда имели заработок.
Без даты, 5725 (1964–1965)