«Что делать с детьми, с молодежью? Как вернуть их к традиции, к нашим ценностям? Они требуют свободы и совсем не слушают нас! А сделаешь им замечание, говорят: сейчас новое время, мы больше знаем и лучше понимаем!» — эти восклицания я все чаще слышу от людей.
Как раз для них наша сегодняшняя мишна: «Десять поколений от Адама до Ноаха, чтобы показать, сколь велико долготерпение Б‑га, ибо все эти поколения гневили Его непрестанно, пока Он не навел на них воды потопа; десять поколений от Ноаха до Авраама, чтобы показать, сколь велико долготерпение Б‑га, ибо все эти поколения гневили Его непрестанно, пока не пришел праотец Авраам и не получил награду за всех».
Чтобы понять, какова связь этой мишны с проблемой воспитания детей и какой урок она несет родителям и учителям, надо ответить на вопрос: почему Ноах не получил награду, а Авраам получил? И за что он ее получил? Не за грехи же предыдущих поколений!..
Кто‑то скажет: «Как это Ноах не получил награды? Он же спасся, остался в живых!» Но мишна имеет в виду совсем не это. Б‑г спас Ноаха с семьей, так как Ноах был праведником. Но этот праведник не получил главной награды — не смог спасти никого из людей, которых знал. Б‑г дал ему 120 лет на строительство ковчега: за это время к нему приходили тысячи людей, интересовались — и никого из них праведник не убедил отказаться от грехов и прийти помочь в его работе.
В этом разница между двумя праведниками, Ноахом и Авраамом. Ноах сам служит Б‑гу и другим подает пример праведности — но как другие относятся к его примеру, ему неважно. В народе таких называли «праведником в шубе»: когда вокруг «холодно» (то есть когда вокруг много грехов), он кутается в мех, чтобы защититься самому, а другие пусть решают свои проблемы как могут.
Праотец Авраам тоже жил среди грешников, многие относились к нему враждебно, даже угрожали, но он убеждал всех в правоте своего дела и, как пишет Рамбам в «Мишне Тора», «люди собирались вокруг него <…> и он учил каждого сообразно его пониманию, пока не возвращал на путь истины; и вскоре уже с ним шли тысячи людей».
Почему же Аврааму удалось то, чего не смог добиться личным примером Ноах? Обратимся к Торе: когда Б‑г решил уничтожить Сдом и Амору, жители которых погрязли в грехах, как отнесся к этому Авраам? Он попросил Б‑га помиловать грешников ради праведников, которые, возможно, обитают в этих городах. Понятно, что Авраам знал, кто там живет: он имел в виду, что даже в грешнике могут быть какие‑то зерна праведности. И вот он начинает спорить с Б‑гом: «Не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?!» И Б‑г идет ему на уступки: сначала обещает не трогать город, если там найдется 50 праведников, потом постепенно снижает «порог» до 10… В результате Сдом и Амора погибли лишь тогда, когда оттуда ушел с семьей последний праведник Лот.
И точно так же, как к городам, относился праотец Авраам к каждому отдельному человеку. В каждом он старался найти хорошее, ведь в каждом есть «искра Б‑жья», данная Г‑сподом душа, изначально ориентированная на добро. Такому отношению учат и, вслед за Авраамом, мудрецы Талмуда: «…даже грешники полны мицвот, как плод граната зернами». Авраам искал в каждом что‑то хорошее, находил — а затем делал все возможное, чтобы это хорошее раскрыть и развить. И происходило неизбежное: добрая сторона человека брала верх над грехами и заблуждениями.
Из святых книг мы знаем, что одним из главных качеств Авраама было гостеприимство. К нему приходили язычники, ели, пили, потом спрашивали, сколько они должны, и получали в ответ: «Только скажите спасибо Б‑гу». И, если даже они смеялись и говорили: «Мы не верим в твоего Б‑га, у нас есть свои идолы», Авраам вновь просил: «А все‑таки скажите Ему спасибо», — чтобы те смогли раскрыть в себе доброе начало.
Так эти люди получали шанс всей своей жизни — обратиться к Б‑гу, познать Его правду и вступить на праведный путь. За это Авраам получил награду, которой не заслужил Ноах: ему в заслугу пошли все добрые дела, которые совершали «люди дома Авраамова».
И именно в этом главный урок нашей мишны для родителей и воспитателей дня сегодняшнего. Надо искать хорошее вокруг себя, находить его в тех, за кого ты отвечаешь, помогать им раскрывать это хорошее в себе и тем самым становиться лучше. Если ты убеждаешь сына, что он праведник, он действительно станет праведным!
Напомню одну историю из Талмуда, о праведнике по имени рабби Зеира, жившем среди разбойников. Вместо того чтобы переселиться в более приличный район, рабби Зеира каждый день говорил с соседями, убеждал их возвратиться к праведной жизни. Долгое время его речи не имели успеха, и немало было мудрецов, осуждавших рабби Зеиру. Но когда он покинул этот мир, разбойники подумали: «Кто же теперь будет молиться за нас?» Думали‑думали и поняли: пришло время вернуться на пути Г‑сподни.