На этом испанском острове Пурим был самым большим праздником для преследуемых евреев
На этом острове к югу от Барселоны евреи в эти дни празднуют Пурим почти так же, как и большинство других стран Европы. Будет чтение Книги Эстер в маленькой синагоге около пристани для яхт, а затем костюмированная вечеринка, объединяющая различные группы еврейского населения Пальмы из нескольких сотен человек: израильтян, британских любителей солнца на пенсии, местных жителей-сефардов и французских бизнесменов.
Но лишь 50 лет назад Пурим был самым святым днем года, сравнимым с Йом Кипуром, для уникальной еврейской общины этого острова. Преследуемые во времена испанской инквизиции, принудительно обращенные в христианство евреи Майорки на протяжении веков использовали относительное невежество их преследователей по поводу Пурима, чтобы оплакивать свое положение и поддерживать свою веру и культуру.
«Пурим не праздновали на Майорке, его печально соблюдали в тайне», – сказал раввин Ниссан Бен-Авраам, уроженец Майорки из семьи чуэтас – местного варианта названия «анусим» или тех, кто был насильно обращен в христианство во время инквизиции. Празднование любого из главных еврейских праздников — включая Пасху, Суккот и Шавуот — было бы слишком рискованным для чуэтас, меньшинства, к которому на протяжении веков относилось с подозрением. Эти праздники были слишком известны и имели слишком много отличительных обычаев, чтобы их можно было безопасно практиковать. Но Пурим, по словам Бен-Авраама, который два года назад работал на Майорке как посланник «Шавей-Исраэль», организации, помогающей людям еврейского происхождения воссоединиться с иудаизмом, был достаточно малопонятным, и его можно было соблюдать незамеченными.
В прошлые века, праздник, в ходе которого отмечают победу евреев над людьми, которые сговорились уничтожить их в пятом веке до нашей эры в Персии, был гораздо менее радостным, чем его карнавальный характер сегодня. Евреи начали наряжаться на Пурим только в 16 веке. До этого суть праздника заключалась прежде всего в однодневном «Посте Эстер», который наступает непосредственно перед фактическим праздником и является знаком благодарности Б-гу за выживание евреев в Персии. Пост удобно совпадал с Великим постом, 40-дневным периодом ранней весны, в течение которого католики воздерживались от определенных послаблений, в том числе от мяса. По словам Бен-Авраама, многие христиане постятся в пепельную среду, в первый день Великого поста, предоставляя тем самым удобное алиби для чуэтас, соблюдавших пост Эстер примерно в то же время.
По словам Долорес Фортеза Рей, члена ассоциации Memoria de la Carrer, занимающейся сохранением наследия чуэтас, некоторые чуэтас постились на Пурим еще 30 лет назад. Ее покойный отец, Хосе, начал поститься в Пурим в 1930-х годах после его возвращения на остров после гражданской войны в Испании. «Он продолжал поститься в Пурим до самой смерти», – сказала Фортеза Рей. Чуэтас сегодня составляют меньшинство, численностью около 15 000 человек, очень немногие из которых считают себя евреями. В прошлом, однако, они имели более глубокую эмоциональную связь с историей Пурима. Согласно истории Пурима, дядя Эстер призвал ее войти в гарем персидского царя Ахашвероша и сорвать план его злого советника по уничтожению евреев в царстве. Скрывавшая свою еврейскую идентичность до кульминации этой истории, Эстер уже в 19 веке была определена Мальбимом, раввином-мудрецом из нынешней Украины, как «ануса».
«Конечно, мы очень сильно связаны с ее историей», – сказала Иска Бат Вальс, 60-летняя чуэта, которая несколько лет назад приняла иудаизм. Сейчас она является активным членом крошечной еврейской общины Майорки, состоящей из нескольких десятков человек. В течение нескольких поколений имена Эстель и Стела были особенно популярными именами для девочек-чуэтас как дань памяти героине. И Тони Пинья, чуэта, который снова обратился в иудаизм и в настоящее время является членом правления еврейской общины Майорки, и раввин Бен-Авраам вспоминают, как в конце 1960-х годов их избивали и преследовали в школе в Пальме одноклассники, которые называли их «убийцы Христа» и «грязные чуэтас». Родители Пиньи тайно поженились в 1950-х, чтобы избежать беспорядков, потому что его отец был чуэта, объяснил Пинья во время интервью в местной синагоге. Синагога располагается на первом этаже жилого дома рядом с салоном тайского массажа и может похвастаться звездой Давида на воротах и мезузой на входной двери. Такие узнаваемые черты были немыслимы в трех тайных синагогах, где чуэтас осторожно практиковали иудаизм в течение многих лет после инквизиции.
Расположенные в старом центре Пальма-де-Майорки, столицы острова Майорка, эти синагоги больше не существуют. Одна из них, расположенная в тихом переулке, настолько узком, что ездить по нему могут только небольшие автомобили, теперь стала магазином кожаных изделий. Еще одна превратилась в церковь. Но после падения прокатолической диктатуры Франсиско Франко в 1975 году анти-чуэтаские настроения уменьшились, а вместе с ними и потребность в секретности вокруг обычаев Пурима. К тому времени тысячи туристов, приезжавших на Майорку, превратили отдаленный остров в столицу европейских вечеринок, сказала Фортеза Рей. «Внезапно мы перестали быть иностранцами», – сказала она.
Пинья, повар, который готовит для синагоги, является одним из десятков чуэтас, принявших иудаизм за последние два десятилетия. В настоящее время «Пурим — это просто интересно для «неаффилированных» евреев, особенно израильтян с детьми», – говорит Дани Ротштейн, основатель островного Лимуда — конференции по еврейскому образованию. Уроженец Нью-Джерси, Ротштейн в 2014 году поселился на Майорке, а в 2018 году основал там Лимуд. Тем не менее, Пурим находит гораздо более сильный отклик у евреев Майорки, чем где-либо еще, сказал он. «Это не удивительно, когда вы размышляете об этом», – сказал Ротштейн. «Многие чуэтас в принципе чувствуют, что это история их жизни».