Писатель предсказывает смерть еврейской диаспоры, от рук либералов, исправляющих мир
Либеральные евреи в Соединенных Штатах «исказили» иудаизм, чтобы привести его в соответствие с узкой политической повесткой дня, согласно автору новой книги под названием «Излечение всего мира? Как еврейские левые портят иудаизм и подвергают опасности Израиль».
По словам автора Джонатана Нейманна, опубликованная 26 июня книга «намеревается зарезать священную корову Тиккун Олама, к вымени которой присосалось слишком много необразованных евреев». Он обвиняет лидеров американского еврейства не только в переосмыслении аспектов их древнего наследия, но и в причинении ущерба Израилю путем объединения с группами, враждебно настроенными к еврейскому государству. На протяжении большей части книги Нейманн объясняет, как концепция Тиккун Олам – или исправления мира» – была использована либеральными евреями, чтобы продвигать свое видение «социальной справедливости».
Автор утверждает, что, частично основываясь на чтении отдельных слов в еврейской молитве «Алейну», поколение американских евреев стало приравнивать свою религию к заповеди бороться со всеми бедами общества. Назвав это применение Тиккун Олам «бастардизацией древней цивилизации», Нейманн утверждает, что это движение было задумано евреями, которые отвергли веру своих отцов и стали повивальными бабками этого процесса радикалами, которые видели это в качестве предлога для приспособления еврейских текстов и измененных религиозных ритуалов – таких как седер – для дальнейшим политических целей. Несколько раз Нейманн утверждает, что Тиккун Олам и «социальная справедливость» являются политическими идеологиями, в отличие от арендаторов иудаизма.
В частности, считает автор, либеральные еврейские лидеры неправильно применяют учения пророков, как предназначенные для «универсальной аудитории», а не являющиеся набором руководящих принципов для еврейского народа. «То, что говорит Библия, и то, что еврейское движение социальной справедливости думает, и что она говорит, расходится», – писал Нейманн. «Авраамовы призывы к Содому не являются целью иудаизма. История Иосифа не является простым примером доброжелательного правительства. Исход из Египта не сводится к политической революции».
В опубликованной в прошлом месяце в New York Post статье, Нейманн утверждал, что американские евреи «были убеждены в том, что целью евреев в мире является кампания за более высокие налоги, сексуальную дозволенность, сокращение военных расходов, нелегальную иммиграцию, противодействие гидроразрыву, изгнанию религии из общественных мест и любая другая либеральная кампания – все во имя Б-га». Как риторически спрашивает Нейманн: «Разве не невероятно, что учение древней веры иудаизма без какого-либо исключения составляют повестку дня либерального крыла сегодняшней Демократической партии?» По оценке Нейманна, еврейские пророки говорили о том, чтобы заботиться о еврейских сиротах и вдовах – в отличие от несчастных членов других общин. Кроме того, Пророки не были против еврейского ритуала и молитв, несмотря на утверждения об обратном. «Либеральные еврейские активисты теперь применяют библейские предписания ко всем и обязывают делать это всех остальных», – писал Нейманн. «Но это подрывает связь завета между каждым евреем и отличает евреев от язычников и отношения между еврейским народом и Богом».
Еще более тревожным, чем заявление о применении Тиккун Олам в отношении политики, считает Нейманн, является рассмотрение прогрессивным еврейским движением «еврейского народа как устаревшей и шовинистической реликвии, без необходимости самостоятельного национального государства на его древней родине. Следовательно, еврейские активисты социальной справедливости помогают опорочить Израиль и ослабить связь Америки с еврейским государством», – писал автор в своей статье. Принимая во внимание множество либеральных еврейских мыслителей и организаций, Нейманн утверждает, что критическая масса американских евреев по сути «выставила» свою связь с Израилем за дверь, чтобы получить признание от прогрессистов. «Согласно этой логике, если Вы не признаете, что оспаривание «сионистского угнетения» является частью социальной справедливости — если вы пытаетесь притвориться по прагматическим или идеологическим причинам, что это отдельно от социальной справедливости или терпимого частного дела – тогда ваши усилия в области социальной справедливости неискренны и не будут успешными », – писал Нейманн.
Ссылаясь на бывшего президента Барака Обаму как главнокомандующего «Тикун Олам», Нейманн утверждает, что еврейские воители за социальную справедливость «в беспорядке» после полутора лет руководства Президента Дональда Трампа. По словам Нейманна, несмотря на их решительное сопротивление многим действиям Трампа, либеральные евреи не рассматриваются как полноправные союзники в битве против трампизма. «Активисты были выселены из Белого дома вместе со своим мессией Бараком Обамой, замененные коалицией религиозных христиан и евреев-традиционалистов», – писал Нейманн в The Post. «И, хотя для политических ссыльных естественно противостоять новой администрации, эти активисты открывают для себя, что на левых маршах за социальную справедливость нет места для еврейских участников».
«Окончательный конец еврейского народа»
Нейманн регулярно выпускает публикации, посвященные евреям. «Излечение» – первая книга Нейманна, и ее публикация была встречена порицанием некоторых из еврейских мыслителей, которых он критикует. По оценке автора Шауля Магида книга Нейманна «не является основанной на источниках критикой социально-активистского иудаизма, а просто идеологической банальностью против еврейского либерализма под видом серьезной критики социальных активистов». Как один из евреев, ставший мишенью книги, Магид делает эту оговорку не только о теме Нейманна, но и, в первую очередь, о квалификации автора, написавшего такую книгу. Обвиняя Нейманна в том, что он делает вопиющие ошибки, когда дело доходит до еврейской истории, Магид не соглашается с утверждением Нейманна о том, что ранние реформистские еврейские лидеры в Америке были невежественны в еврейских текстах, даже когда искажали их чтобы использовать в «ассимиляционных» целях. «Аргумент Нейманна в том, что прогрессивное движение за социальную справедливость не соответствует «традиционному иудаизму».
Итак, что такое «традиционный иудаизм» или «традиционная еврейская мысль» – фразы, которые Нейманн использует десятки раз, но ни разу не определил», – пишет Магид в эссе для Tablet. В дополнение к тому, что Нейманн не смог определить «традиционный» иудаизм, автор ошибочно утверждает, что прогрессивные еврейские лидеры используют Библию как основное оправдание своей активности, по словам Магида. Фактически, большинство либеральных еврейских лидеров обращаются к раввинским респонсам, когда говорят о социальных изменениях, в отличие от Библии. Магид также не согласен с утверждением Нейманна о том, что прогрессивные еврейские лидеры догматически выступают против текстовых интерпретаций, которые не соответствуют их мировоззрению. «Это было бы ужасно, если бы только не тот факт, что большинство из этих еврейских мыслителей, которых критиковали в книге, просто не делают этого», – писал Магид.
«Они знают, как и большинство лидеров общественных активистов, что библейские тексты могут поддерживать все, начиная от социального обеспечения и всеобщего здравоохранения, до убийства Барухом Гольдштейном 29 верующих мусульман». Что касается либеральных американских раввинов, которые бьют в барабаны социальной справедливости, Нейманн обвиняет реформистскую группу в почти постоянном контакте с группами, которые враждебно относятся к Израилю. «От «Черных жизней», до активности ЛГБТК, Нейманн полагает, что некоторые либеральные движения используют «приманку и подменку», когда дело доходит до разрешения евреям войти в их состав. «В то время как евреи подвергаются крайнему универсализму, партикуляризм других общин, по-видимому, должен быть защищен любой ценой», – писал Нейманн.
«Например, немыслимо, чтобы сторонники социальной справедливости из числа евреев рассказывали афроамериканцам или мусульманам, что в конечном итоге они должны отказаться от своих конкретных культур, практики или убеждений». Особенно тревожным для Неймана является кульминация идеологии социальной справедливости, которая «предполагает окончательный конец еврейского народа», согласно автору. «Каким бы благородным ни был мотив американских евреев, их стремление к Тикун Олам является предательством традиционной веры их народа», – писал Нейманн. «Эта вера утверждает, что через потомство Авраама будут благословлены все народы земли (Быт. 22:18). Евреи и не евреи должны быть встревожены перспективой того, что Тиккун Олам преуспеет в том, чтобы растворить еврейский народ во всем человечестве, потому что тогда этого благословения больше не будет».
Посвятив большую часть своей книги диагностике болезней американского еврейства, Нейманн посвящает несколько страниц возможным изменениям ситуации. Во-первых, полагает Нейманн, евреи должны вернуться к определению иудаизма, основанного на его главных положениях, в отличие от модных социальных практик. Иными словами, евреи должны прекратить приравнивать иудаизм к Тиккун Олам и социальной справедливости. «Тот факт, что американские евреи давно заняты политической активностью, не означает, что активизм делает их евреями», – писал Нейманн. «Это просто делает их более похожими на всех, кто занимается такой же активностью».
В своей последней главе, озаглавленной «Путь вперед», Нейманн называет Тиккун Олам «необоснованным ответом» на «разумный богословский вопрос» обязательства евреев перед внешним миром. Он призывает «евреев в изгнании» сосредоточиться на «безопасности, благополучии и, в конечном счете, на выживании еврейской общины», в отличие от «следовать примеру еврейского движения за социальную справедливость». Это движение, считает Нейманн, несет ответственность за разрушение еврейской жизни в Америке. Как замечают критики книги, Нейманн следует по хорошо утоптанной почве в своем стремлении поднять еврейских воинов социальной справедливости своими петардами.
В отличие от чтения Талмуда «Излечение» прилагает небольшие усилия, чтобы сопоставить противоположные точки зрения, а тем более определить общую точку зрения между «евреями Тиккун Олама» и авторским определением иудаизма.