Имамы изучают в Марокко еврейскую культуру как часть обучения – и приносят толерантность во Францию
30 имамов, которые подписали письмо против антисемитизма и экстремизма во Франции, являются выпускниками специальной программы обучения имамов в Марокко. Созданной в 2005 году.
Институт Мохаммеда VI по бучению имамов и муршидов теперь насчитывает около 1800 выпускников – более 1000 мужчин и 800 женщин. Действительно, в то время как женщины-имамы могут быть новинкой в Соединенных Штатах, где многие мечети спонсируются государствами с исламской идеологией или консервативными организациями, связанными с «Мусульманским братством», марокканская программа подготовки направлена на сохранение традиции толерантности. Это обучение также сосредоточено на рационализации традиций имамов по всей стране, а также выходцев из Африки и европейских стран, таких как Франция.
Во время недавней поездки в Марокко у меня была уникальная возможность посетить Институт и провести беседу с доктором Абдессалем Лазааром, директором Института, а затем – французским учителем, который после многих лет лингвистического образования нашел свое призвание в теологии и наставничестве начинающего молодого духовенства. Институт создан для борьбы с ростом экстремизма во всех мечетях, а также для борьбы с растущим потоком иностранных имамов в Марокко, у которых были ограниченные знания по арабскому языку и плохое понимание теологии.
До сих пор подход Марокко к противодействию религиозному экстремизму был успешным: в стране не совершалось террористических актов с 2011 года. Трехсторонний подход основан на наблюдении за мечетями, социальной интеграции и информационно-просветительской деятельности. Образование имамов мужского и женского пола обеспечивает изучение теологии, интерпретируемой в умеренном и толерантном ключе, которая была центральной для тысячелетнего межрелигиозного и межэтнического сосуществования Марокко.
Это образование сочетается с другими дисциплинами, которые дополняют религиозные курсы и расширяют мировоззрение студентов. Например, Институт особенно поощряет женщин-имамов с учетом того, что затем они будут привлекать и обучать других женщин в своих общинах и странах, тем самым борясь с распространением экстремизма в странах, где уровень грамотности является низким, а женщины часто маргинализируются и становятся легким объектом для манипуляций со стороны слабо образованных религиозных чиновников.
Есть три курса для всех студентов в Институте – годичный курс для марокканцев и 2/3 года для других африканских и французских студентов, которые сталкиваются с жесткой конкуренцией и требованием направления от общины или организации для рассмотрения их участия в программе. Мужчины должны изучать Коран наизусть, прежде чем они прибудут; женщины должны удерживать половину Корана в памяти. Всех учат интерпретации Корана, специально направленной на то, чтобы подчеркнуть умеренность, хорошие ценности и терпимость к другим.
Мужчины и женщины также проходят подготовку по различным дисциплинам, таким, как шитье, кулинарное искусство, плотницкое дело и электроника с тем, чтобы после окончания учебы они — особенно африканские имамы — имели возможность выбора профессии в дополнение к религиозным обязанностям и могли привнести элемент финансовой независимости и навыков, которые могли бы помочь их общинам. Навыки работы, полагает философия Института, дадут им возможность для лучшего будущего и сделают менее вероятным, что они и их общины будут захвачены экстремистами.
Они также обучаются компьютерной грамотности и различным техническим навыкам, которые делают их конкурентоспособными и интегрированными в современный мир. Занятия проводятся совместно преподавателями мужского и женского пола. Некоторые классы являются совместными, в то время как другие – однополыми. Дисциплины, которые преподаются студентам, чтобы расширить свои перспективы, включают психологию и другие социальные исследования, науку, историю, лингвистику и еврейскую культуру.
Еврейская культура является важной частью марокканской традиции; это отражено в Конституции страны, принятой под руководством Мохаммеда VI, которая предлагает признание арабской, амазигской и еврейской традиций Марокко. На протяжении многих веков еврейские и мусульманские общины жили мирно бок о бок. Многие из южных племен амазигов обратились в иудаизм под влиянием древних еврейских общин, которые поселились в этом районе. Испанские евреи, спасающиеся от инквизиции, поселились в Марокко с 1492 года, влияя на кухню и внося свой вклад в богатую культуру страны.
Еврейское влияние можно встретить повсеместно, хотя оно особенно заметно на Юге, где иудаику можно найти в случайных магазинах, а молодые владельцы понятия не имеют о ее происхождении. Старшие поколения марокканцев любят жить бок о бок со своими еврейскими соседями и празднуют события жизненного цикла и культурные праздники, такие как Мимуна, который знаменует окончание Пасхи праздником с выпечкой и живой музыкой. Сохранение этих воспоминаний и традиций по — прежнему находится в центре внимания Марокканского правительства и проявляется различными способами-от восстановления королем 167 еврейских кладбищ в стране, до базового понимания и уважения к иудаизму в программе обучения имамов.
Таким образом, традиция толерантности и ознакомления с основными предписаниями иудаизма вносится в суннитские страны, где еврейские общины были небольшими или вообще не существовали – и где в предыдущие десятилетия знания о евреях были либо незначительными, либо отмеченными теорией заговора и фанатизмом, распространяемым средствами массовой информации и невежественным, неподготовленным духовенством.
Когда 30 имамов подготовили свой ответ на нарастающую волну антисемитизма и религиозного экстремизма во Франции, я, естественно, спросил себя, имеет ли эта исключительная группа какую-либо связь с Институтом. В своем письме эти имамы осудили захват ислама преступниками, а также критиковали невежество и безделье, которые широко распространены среди молодежи в мусульманских общинах во Франции, что делает их легкой добычей для идеологов и манипуляторов. Эта позиция, как представляется, отражает философию Института. И учитывая, что Исламизм и другие религиозно экстремистские доктрины непропорционально затронули мусульманские общины и вызвали крайнюю боль и страдания в странах мусульманского большинства, парадигма Института кажется ярким примером важной внутрирелигиозной дискуссии, которую Король Мохаммед VI сделал приоритетной внутри Марокко, и которая в настоящее время медленно распространяется в других местах.
Когда я спросил у д-ра Эль-Лазаара, имели ли 30 имамов, которые создали и подписали письмо, какое-либо отношение к его учебным программам, он с гордостью подтвердил, что у них у всех было не менее шести месяцев обучения в Институте. Институт еще не сильно известен на Западе, но действия его выпускников говорят сами за себя. Лучший вид рекламы успешности того или иного подхода заключается во влиятельности и деятельности тех, кто его усвоил. Если и возникал вопрос об эффективности методов Института, то похвальный пример французских имамов, которые выступают против фанатизма и экстремизма, является достаточным основанием для того, чтобы поддержать инвестиции института в будущие поколения образованных, сострадательных мусульман, которые также являются хорошими гражданами Марокко — или любой страны, где они проживают.