Кнессет разрешил премьер-министру и министру обороны объявить войну в одиночку
Вечером 30 апреля Кнессет принял закон, который передаст полномочия от правительства кабинету безопасности, а в некоторых случаях – только премьер-министру и министру обороны – объявить войну и начать военные операции.
Закон представляет собой поправку к Основному закону страны и теперь требует от премьер-министра объявить войну, получив одобрение кабинета безопасности, а не правительства в целом, в том числе в отсутствие некоторых членов. Шестьдесят два депутата кнессета проголосовали за законопроект, а 41 проголосовали против на планарном заседании Кнессета, открывающем его летнюю сессию.
Закон, который представили министр юстиции Айелет Шакед («Байт Иегудит») и председатель Комитета по иностранным делам и обороне Кнессета Ави Дихтер (Ликуд), также разрешает премьер-министру и министру обороны объявлять войну в экстремальных обстоятельствах. «Закон отражает реальность. В эпоху социальных сетей, быстрой информации и опасности утечек мы должны адаптироваться к нынешним требованиям государственной безопасности и максимально упростить работу правительства и кабинета», – сказала Шакед. «Это цель закона, и он адаптирует законодательство к реальности, которая существовала годами».
Закон берет свое начало в 2016 году, говорится в пояснительной записке к нему, когда премьер-министр Беньямин Нетаньяху поручил Комитету по работе Кабинета безопасности во главе с Яаковом Амидрором составить рекомендации относительно подготовки новых министров кабинета, информирования и подготовки министров к заседаниям кабинета.
«Рекомендации комитета были представлены премьер-министру в декабре 2016 года. Доклад комитета включал ряд рекомендаций, направленных на совершенствование процесса принятия решений со стороны кабинета министров по вопросам безопасности, национальным вопросам и по израильским внешним связям путем институционализации процессов и инструментов для оптимизации его операций», – говорится в заявлении.
По словам Дихтера, нет никакой связи между сроками ратификации закона и растущей напряженностью в области безопасности. «Когда мы смотрим на реальность последних нескольких лет, будь то на севере или юге, мы создали разумный потенциал сдерживания», – сказал он. «Этот законопроект должен был дать окончательный ответ о том, как государство хочет действовать в соответствии с законом. Без гибкости нет реальной способности функционировать».
Закон подвергся критике со стороны депутата от «Объединенного (арабского) списка» Аиды Тоума-Сулейман. «Я не знаю, цинично это или грустно, что мы обсуждаем этот законопроект весь день», – сказала она до принятия закона. «Законопроект позволит двум людям ввергнуть в войну не только государство Израиль, но и все страны региона».