Путин далеко не антисемит, считает Главный раввин России
Полемика, вызванная Президентом России Владимиром Путиным – который в недавнем интервью NBC Мегин Келли предположил, что евреи могут быть ответственны за вмешательство в выборы в Америке, по-видимому, не вызвала столько же ярости среди российских евреев, как в других странах еврейского мира.
Берл Лазар, один из двух главных раввинов России, который в настоящее время находится в Израиле, сообщил вечером 19 марта в Бейт-Авихае в Иерусалиме, что Путин не является антисемитом, и что он был первым президентом России, присутствовавшим на открытии синагоги. В разговоре со Стивом Линде, главным редактором «Jerusalem Report», Лазар утверждал, что Путин перечислял несколько вариантов, и евреи были включены – не из-за антисемитизма, а потому, что в России евреи считаются очень умными и могущественными.
Родившийся в Италии, получивший образование в Америке и проживающий в России последние 30 лет с женой и 14 детьми, Лазар установил тесные отношения с Путиным, который, по его словам, был первым российским лидером, который стал относиться к евреям как к равным и бороться с антисемитизмом. Путин также поощрял открытие новых синагог. Борис Ельцин и Михаил Горбачев дружили с евреями, но, по словам Лазара, Путин первым сказал, что евреи имеют такие же права, как и все остальные.
После того, как Путин принял участие в открытии новой синагоги, к Лазару обратилась пожилая дама, которая сказала ему, что всю свою жизнь она шла с опущенной головой, потому что она боялась признать, что она еврейка. Но она сказала, что, если Путин может прийти в синагогу, она теперь может гордо поднять голову. Большинство людей рассматривают огромный исход после падения «железного занавеса», как современное чудо русского еврейства, но Лазар видит еще одно чудо – тот факт, что люди, которые 20 лет назад не знали, что они были евреями, сегодня соблюдают заповеди и воспитывают своих детей, как истинные евреи, или, по крайней мере, как гордые евреи, не стыдящиеся и не боящиеся. Многие из них носят кипы или звезду Давида на улице, но не потому, что они религиозны, сказал он, но потому, что они открыто идентифицируют себя как евреев, тогда как на протяжении десятилетий евреи подвергались дискриминации, «еще до коммунизма».
Когда его спросили, сколько евреев в России сегодня, Лазар сказал, что невозможно точно определить цифру, потому что еще так много людей, которые не знают, что они евреи, «и наша работа – найти их». Недавний опрос определил их число в 1,5 миллиона, но Лазар уверен, что их гораздо больше. В русских тюрьмах 11 еврейских молитвенных комнат, и Лазарь посещает все. Он обнаружил, что два самых высокопоставленных человека из местной власти были евреями, хотя ни один из них не знал об этом до его визита. На самом деле они были рады узнать, что не только их предки были евреями, но что они сами были галахическими евреями.
Одно из преимуществ еврейской жизни в России по мнению раввина заключается в том, что нет ярлыков, вызывающих различия между одним евреем и другим. Все являются частью одной счастливой семьи, независимо от уровня их соблюдения. Они просто все евреи. Путин действительно любит Израиль, сказал Лазар. В первый раз, когда он приехал, он был заместителем мэра того, что тогда было Ленинградом и сейчас является Санкт-Петербургом. Он был настолько впечатлен тем, что увидел, что, вернувшись в Россию, он привлек всю свою семью, в результате чего они отправились в ознакомительный тур по Израилю, проехав страну от Метуллы до Эйлата.
Люди обвиняют Хабада в предоставлении стольких услуг русским евреям, что они не чувствуют желания приезжать и жить в Израиле. Одним из таких людей был премьер-министр Ариэль Шарон, который вызвал Лазара на встречу в своем кабинете и кричал на него, требуя от него закрыть все еврейские школы и синагоги, чтобы русские евреи сделали алию. Шарон пытался убедить Лазара в том, что Израилю необходим демографический рост, чтобы избежать более низкого уровня населения, чем в арабских общинах в стране.
Лазар попытался убедить Шарона в том, что русских евреев нельзя заставить мигрировать в Израиль, и если еврейские организации будут закрыты, они просто ассимилируются и будут навсегда потеряны для еврейского народа. Несколько лет спустя израильский посол сказал ему, что Хабад прав: «Мы считаем, что лучшим местом для евреев является Израиль, – сказал Лазар, – но сначала они должны почувствовать себя евреями».
Израильские гости в России любят посещать службы в синагогах, где они могут увидеть эволюцию русского еврейства. Эти же израильтяне не ходят в синагогу в Израиле, сказал раввин, потому что они будут считаться религиозными. Но в России они идут в синагогу просто потому, что они евреи. По словам Лазаря, теплая дружба между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и Путиным зародилась в кабинете главного раввина около восемнадцати лет назад. Путин приезжал на мероприятие по зажиганию свечей вовремя Хануки, а Лазар, узнав, что Нетаньяху был в Москве, связался с ним и пригласил его на мероприятие, сказав ему, что он встретит кого-то очень интересного.
Двое мужчин провели два часа, разговаривая друг с другом в уединении офиса Лазара, и с тех пор часто общались друг с другом. Несмотря на то, что он не очень разбирается во внешней политике России, Лазар сказал, что Москва ежедневно информирует Израиль о ситуации в Сирии. Он добавил, что Путин много раз говорил, что Сирия с Асадом лучше для Израиля, чем Сирия без него, потому что без Асада террористы возьмут верх. Он не мог объяснить участие России в судьбе Иране, но предположил, что это способ России найти жизнеспособное решение иранской проблемы.
«Иран является врагом для самого Ирана, и многие в арабском мире считают, что Иран идет в неправильном направлении», – сказал Лазар, который считает, что Москва ведет диалог с Тегераном, чтобы понять, какое решение нужно найти, чтобы преодолеть нынешнюю ситуацию. При всей свободе, которой пользуются евреи в России, как и запланированном открытии в сентябре Еврейского университета, а также всем влиянии, которое Хабад имеет на высшие эшелоны власти, за последние несколько лет было депортировано несколько хабадских раввинов, самым последним из которых был рабби Ари Эделькопф, работавший в Сочи, который в прошлом году был обвинен в том, что его действия представляют опасность для национальной безопасности.
Когда Лазар попытался выяснить, какое преступление он совершил, ответ заключался в том, что, если он задаст такой вопрос ЦРУ или Моссаду, он не получит ответа, поэтому он не мог ожидать его и от Федеральной службы безопасности, преемника КГБ. Одним из объяснений, предложенных Лазару, было то, что русские хотят, чтобы у них были рожденные и обученные в России раввины. «Им не нужен импорт из-за рубежа».