Новости

Копание в прошлом на еврейском кладбище

9 марта 2018, 15:00 община, польша
Поделиться

В польском городе Вроцлаве кладбище оказалось в центре дискуссии о том, как сохранить свое еврейское культурное наследие. До Второй мировой войны Вроцлав, затем названный Бреслау и ставший частью Германии, был домом для разнообразной и процветающей еврейской общины, третьей по величине в Германии, с корнями, уходящими на восемь веков.

Более половины еврейского населения города, которое насчитывало около 20 000 человек в 1933 году, было уничтожено во время Холокоста. С послевоенным перемещением границы и населения, культурная преемственность была нарушена: немецкий Бреслау стал польским Вроцлавом, и в соответствии с коммунистической политикой Польши, довоенное культурное наследие было уничтожено или забыто.

В результате еврейская история города исчезла из сознания его польских граждан. Во Вроцлаве сегодня осталось всего несколько примеров еврейского наследия, включая синагогу Белый аист, несколько зданий, спроектированных еврейскими архитекторами, и два кладбища. Для польской еврейской общины эти места часто являются единственным доступным мостом памяти в довоенное прошлое.

Но во Вроцлаве, рядом с главным железнодорожным вокзалом, было еще одно еврейское кладбище. Основанное в 1761 году  на улице Гварна, ранее известное на немецком языке как Клаассенштрассе, оно действовало почти 100 лет и было местом захоронения более 4000 членов еврейской общины Бреслау. Среди тех, кто там похоронен, филантроп Йонас Френкель, который предоставил средства влиятельной раввинской семинарии города, а также выдающийся раввин и ученый Исайя Бен Иуда Лёб Берлин, чей критический комментарий к Вавилонскому Талмуду, именуемый Масорет Ха-Шас, продолжает изучаться всеми талмудическими учеными и печатается по сей день в каждом издании Талмуда. Среди других раввинов и ученых, похороненных на кладбище, Саломон Паппенгейм, Абрахам Тиктин и Соломон Тиктин.

В последние месяцы Второй мировой войны кладбище было разрушено во время осады города. Мало кто помнил о кладбище, которое сохранилось только в архивных документах и на картах. Квартиры, теннисные корты, спортивный зал и гаражи были построены на этой земле  после завершения Второй мировой войны. Часть земли принадлежит городу, а два участка находились в распоряжении польского государства – до 2012 года, когда инвестор купил один из них.

В 2013 году владелец снес гаражи, заплатив за археологические раскопки, чтобы подготовить участок для перепродажи. Удивительно, но, учитывая обилие исторических записей, свидетельствующих о существовании кладбища, имущество было признано археологами, как «чистое» от любых останков или других артефактов, что позволяло беспрепятственно продать собственность и получить одобрение инвестиций для строительства отеля.

Покупатель, уполномоченный управлять брендом Best Western в Польше, приобрел землю в 2015 году – участок размером 38 х 18 м, небольшую часть от первоначальных размеров кладбища. В 2017 году, когда началось строительство отелям, на площадку вошла тяжелая техника, и были обнаружены человеческие останки. С этим открытием результаты исследований 2013 года были поставлены под вопрос.

После вмешательства члена местной еврейской общины началось второе археологическое исследование. В дополнение к пуговицам от немецкой военной униформы и нацистским значкам со свастикой, что указывает на то, что еврейское кладбище также использовалось нацистами во время Второй мировой войны, были обнаружены останки 100 человек, а также более 30 фрагментов каменных мицев и фрагмент еврейской надписи, заключенной в комок твердой земли. Археологи обнаружили кости, помещенные в 108 деревянных ящиков и два саркофага, которые были предположительно эксгумированы в 1908 или 1937 году, когда еврейская община продала часть кладбища городу. (В 1908 году город использовал приобретенную часть кладбища для создания дороги, ведущей к главному железнодорожному вокзалу, что фактически разделило кладбище на две части. В 1937 году оставшийся участок земли, отрезанный от основного кладбища с 1908 года был продан городу. Историки выдвигают теорию, что в то время остатки около 150 человек были перемещены на неиспользуемый участок кладбища.)

История продажи и противоречивые археологические находки, привлекли мало внимания. Единственным подробным откликом на проблему стала статья, опубликованная в Midrasz, ежемесячном журнале на польском языке, посвященном еврейским темам в Польше. Статья под названием «Агония кладбища» была написана Ежи Кихлером, видной фигурой, участвующей в возрождении еврейской жизни в Польше с 1989 года; в ноябре прошлого года он был избран членом Совета еврейской общины Вроцлава. В статье Кихлера была подробно описана и задокументирована судьба еврейского кладбища на улице Гварна – начиная с его создания в 1761 году, через его постепенное разрушение в нацистской Германии и коммунистической Польше, до текущих событий на строительной площадке. Используя архивный материал и цитируя информацию с места эксгумации, Кихлер сделал вывод, что кладбище является важным историческим местом, заслуживающим защиты в рамках программы сохранения памятников города.

Кихлер пришел к выводу, что сохранение кладбища должно проводиться в соответствии с существующим планом города Вроцлава, созданным для этого региона в 2000 году, где зеленый ландшафт и небольшие архитектурные элементы, такие как лапидарий, восстановят память о еврейском наследии в этом месте. Региональный офис по сохранению памятников приостановил строительные работы в 2017 году, что позволило археологам выполнять свою работу. Однако с тех пор государственные органы на всех уровнях мало интересуются результатами раскопок.

Сообщается, что земля была куплена юридически правильно и разрешение на строительство не отозвано. Кроме того, город не обеспокоен судьбой места. И это происходит в Культурной столице Европы 2016 года, городе, который построил свою репутацию после 1989 года, признавая важность своего многокультурного наследия для формирования гражданской идентичности. Проблема не нова для Вроцлава, и других европейских городов, поскольку различные еврейские кладбища (в Семятыче, Польша и Вильнюсе, Литва) трансформируются в инвестиционные проекты вместо того, чтобы быть сохраненными и защищенными для будущих поколений.

Еще одна часть еврейского наследия Вроцлава исчезла. История присутствия еврейской жизни в городе продолжает легко стираться с карты и из исторической коллективной памяти его граждан. Еврейский Бреслау был важной частью европейской еврейской цивилизации, а кладбище 18-го века остается уникальным следом еврейской жизни в этой части Европы.

Необходима более честная и открытая дискуссия вокруг вопросов о том, почему важно сохранить исторические еврейские кладбища в Европе, и кто ответственен за их поддержание. Еврейский стих, найденный во время раскопок, был идентифицирован Войцехом Твореком с кафедры иудаики Вроцлавского Университета — как часть Кины, молитвенного плача в Тиша Б’Ав, еврейский праздник, посвященный годовщине разрушения Первого и Второго Храма Иерусалима: «Их рты, были шире, чем источники преисподней. / Они захлестнули меня суровыми обличениями! / Паника и ловушки!» Слова, сохраненные в земле, имеют глубокий смысл, учитывая обстоятельства, в которых они были найдены. Еврейская община еще не сделала публичного заявления по этому вопросу, и ей еще предстоит определить, где останки, найденные во время последних раскопок, найдут свое последнее место упокоения. Город  молчит.

tabletmag.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции