В Международный женский день Яд Вашем открывает две выставки, посвященные женщинам
В двух новых онлайн-выставках Яд Вашема еврейские женщины эпохи Холокоста изображаются с точки зрения ужасов, которые они испытали, – и их стойкости. С учетом времени проведения, в Международный женский день 8 марта, экспонаты отражают уникальную структуру памяти о Холокосте через половую принадлежность.
Первая выставка «Пятна света: женщины в Холокосте» рассказывает о женщинах до, во время и после Холокоста. Коллекция индивидуальных и общинных историй делится на такие разделы, как материнство, любовь, дружба и вера. Они связаны друг с другом посредством показаний выживших, архивных фотографий и предметов.
Вторая экспозиция — это коллекция сфотографированных предметов, принадлежавших еврейским женщинам, часто используемым во время Холокоста. Нажатие на каждую фотографию приводит вас к рассказу о человеке: румяна, используемые оставшейся в живых Розой Сперлинг и ее дочерью Марилой (Мириам) в лагере, или сумочка, где выжившая Хильде Грюнбаум держала ноты женского оркестра Аушвица. Через эти фотографии рассказы о выживании и стойкости оживают для онлайн-зрителя.
В честь Международного женского дня в музее Холокоста проводится мероприятие Facebook Live, на тему «Женщины в Освенциме». Дискуссию возглавит д-р Наама Шик, директор отдела онлайн-обучения в Международной школе изучения Холокоста в Яд Вашем. На презентации Шик будет показана серия видеосвидетельств женщин, которые пережили лагерь Аушвиц-Биркенау, выставленных на странице Яд Вашема в Фейсбуке.
Говоря с The Times of Israel по поводу положения женщин во время Холокоста, Шик сказала: «Мы должны изначально помнить, что был общий опыт, общий для мужчин и женщин». «Реалии лагеря – гибель людей, голод, болезни, тяжелый труд и террор — это человеческий опыт. Мы не можем различать, кто был более голоден или больше страдал», – сказала она.
Но, сказала Шик, у полов были и определенные уникальные трудности. Примером, по ее словам, был процесс отбора, который происходил по прибытии в концентрационный лагерь. «Женщины в возрасте 20-45 лет считались матерями следующего поколения. Замысел нацистов заключался в том, что, если женщины выживут, они смогут родить следующее поколение еврейских детей», – сказала Шик. Это, по ее словам, привело к более жесткому процессу отбора женщин – более 2 миллионов из которых были убиты во время Холокоста.
Кроме того, по ее словам, женская физиология — ежемесячный менструальный цикл, беременность, а также угрозы или страх перед сексуальным насилием – сделали женщин более уязвимыми. Особое различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, как каждый пол переживал и помнил бритье голов. «Мужчины и женщины прошли процесс дегуманизации, все волосы были выбриты и был вытатуирован номер на теле», – сказала Шик о первом опыте жертв Холокоста в концентрационных лагерях после того, как они проходили процесс отбора. После этих процедур, «мужчины говорили, что чувствовали, что они больше не человеческие существа. Конечно, для них это был травматический опыт, но они перестали ссылаться на него как в лагерях, так и после освобождения».
Женщины, напротив, скажут вам: «Мы чувствовали, что мы больше не женщины», и продолжат, в более поздних свидетельствах, говорить о том, что они чувствовали, что утратили свою женственность через потерю волос. «Пятна света» представляют такие свидетельства от выживших женщин. Отвлекаясь от историй о жертвах и травмах, одним из наиболее уникальных материалов, представленных в «Пятнах света», является раздел, в котором освещаются женщины-партизаны, и их усилия по сопротивлению как в лагерях, так и в подпольных группах.
Шик сказал, что как рассказы о конкретных травмах женщин, так и мощные способы противостояния им – защита своих детей и окружающих — приобретают новое значение в памяти Холокоста. Эммануэль Рингелблюм, историк, задокументировавший варшавское гетто, писал: «… Будущему историку придется посвятить отдельную страницу образу еврейской женщине на войне. Она заслуживает отдельного упоминания в еврейской истории, за ее мужество и стойкость. Благодаря ее заслугам, тысячи семей сумели преодолеть ужас того времени».