В Японии чтят память дипломата, спасавшего евреев от нацистов
Живописный холм в деревенской сельской местности в префектуре Гифу в центральной Японии казалось бы, является последним местом, где можно было бы услышать иврит. Но в мемориальном зале Тиунэ Сугихары с видом на город Яоцу ноябрьским утром иврит и японский звучали одновременно, так как зарубежные и местные туристы перемещались по галерее с экспонатами, освещающими наследие дипломата времен Второй мировой войны, который – вопреки приказам его начальников в Токио – выдал транзитные визы, которые спасли тысячи европейских евреев из лап нацистов.
По словам местных чиновников, около 10 000 израильских и еврейских туристов посещают регион Гифу, находящийся примерно в двух часах езды на поезде от японской столицы, ежегодно. Что их там привлекает? Да, существует прелесть бездорожья Японии, в том числе городов в старом стиле, традиционных продуктов, великолепных видов, омолаживающих горячих источников и опьяняющих пивоварен. Но в основном это туристов привлекает история местного уроженца Сугихары, единственного гражданина Японии, которого Израиль почтил титулом Праведника народов мира.
Родившийся на рубеже XX века, Сугихара в молодости поступил в японское министерство иностранных дел и изучил русский язык (он также знал китайский, английский, французский и немецкий языки). В августе 1939 года, незадолго до начала Второй мировой войны, он прибыл в столицу Литвы, Каунас, в качестве вице-консула Генерального консульства Японии.
Однажды утром в июле 1940 года группа польских евреев, бежавших на восток после того, как Германия вторглась в Польшу, собралась у японского дипломатического корпуса в Каунасе. Сугихара заметил беженцев и осведомился об их положении. Ему сказали, что они ищут транзитные визы, чтобы они проехать через Японию по пути в другие страны, которые хотят их принять. В то время железнодорожное путешествие по Советскому Союзу с последующим плаванием в Японию было одним из нескольких возможных путей бегства из расширяющейся нацистской империи для этих евреев. Сугихара проконсультировался с японским министерством иностранных дел, которое сообщило ему, что беженцы не отвечают визовым требованиям. Однако Сугихара решил, что не может отказаться от участия в судьбе евреев. «Это был гуманитарный вопрос, – скажет позже в интервью Сугихара. – Тогда меня не волновало, если меня уволят». В течение следующего месяца, прежде чем генеральное консульство было закрыто на фоне растущей напряженности после советской оккупации Литвы, Сугихара провел практически все время бодрствуя и проставляя визы вручную. В конечном итоге около 6 000 евреев, у которых, по различным оценкам, насчитывается 40 000 потомков, пережили Холокост и живы сегодня, благодаря этим документам.
Вскоре после того, как Сугихара покинул Каунас, Япония подписала трехсторонний договор с Германией и Италией. В остальную часть Второй мировой войны Сугихара служил на дипломатических постах в Кенигсберге (ныне Калининград), Праге и Бухаресте. В конце войны он и его семья были взяты в плен Красной Армией, и они вернулись в Японию, только проведя более года в советском лагере для интернированных. В 1947 году Сугихара был вынужден уйти в отставку из министерства иностранных дел. Официальной причиной, по которой он был уволен, было сокращение штатов после войны, но он считал, что истинным мотивом были его действия в Литве.
В течение следующих двух десятилетий Сугихара жил в безвестности, работая на разных работах. Большую часть времени он проводил в Москве, где его знание русского языка сделали его полезным для японских торговых компаний. В 1968 году Сугихара был опознан израильским дипломатом в Токио, который в подростковом возрасте получил одну из виз. Сугихара посетил Израиль в следующем году, а оставшиеся в живых жертвы Холокоста, которые были обязаны ему жизнью, начали лоббировать его признание институтом Яд ваШем. Эти усилия принесли свои плоды в 1984 году, когда Сугихара получил звание Праведника народов мира. Сугихара скончался менее двух лет спустя, в возрасте 86 лет.
Сегодня наиболее известные объекты, связанные с Сугихарой,- Мемориальный зал и парк “Холм человечности” в Яоцу и Музей “Порт человечности” в Цуруге, куда еврейских беженцев доставляли кораблями через Японское море из Владивостока, конечной восточной станции Транссибирской магистрали.
Дайсаку Куниэда, глава Мемориального зала, сказал, что Сугихара стал более известным в Японии в последние годы, и его восприятие изменилось из-за развития общества. В то время как неповиновение Сугихары правительственным инструкциям могло вызывать споры в прошлом, сейчас его повсеместно считают героем. «Права человека очень важны в Японии», – говорит Куниэда. Губернатор префектуры Гифу Хаджиме Фурута отметил: «Это не просто история прошлого, но она также очень актуальна сегодня, особенно с ростом напряженности в мире. Она дает важные уроки, которые мы должны распространять и продолжать передавать следующему поколению».
Префектура Гифу и туристическое агентство JTB в настоящее время прилагают активные усилия для привлечения туристов, которые интересуются Сугихарой. В рамках этого JTB открыл информационные центры по «Опыту Сугихары» в своих офисах в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. «Наша главная цель – еще больше углубить связь и понимание между японцами и евреями», – сказал президент JTB Central Japan Хироши Мацумото. Ранее в этом году официальные лица Гифу были уверены, что записи Сугихара скоро будут зарегистрированы органом ООН ЮНЕСКО в качестве «Памяти мира». Но по причинам, которые до сих пор не ясны, документы Сугихары были исключены, когда в октябре были объявлены последние добавления в список. Фурута назвал решение ЮНЕСКО «очень неудачным», но в будущем не исключал попыток получить это звание вновь. «Мы хотели бы проверить и посмотреть, будем ли мы повторять заявку на выдвижение», – сказал он.