Пути к удовольствию
Вена, Еврейский музей,
до 18.09
Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка.
Самая крупная — в музее города на Карлсплац. А Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно (община была зарегистрирована два года спустя), потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен». Как писал Йозеф Рот, в Леопольдштадте две главные улицы, Таборштрассе и Пратерштрассе, последняя «ведет прямиком в удовольствие, ее населяют евреи и христиане».
Кабинетных размеров экспозиция, сопровождаемая иллюстрированным англо‑немецким каталогом, напоминает о главных еврейских звездах эстрады Пратера, таких как Генрих Айзенбах, Абиш Майзельс и Гертруд Краус. Плакаты и театральные программки, фотографии и киноленты, статьи критиков и архитектурные планы делают центром выставки мир театров и цирков, а также связанную с ними прессу. Рассказывается и об экономических основах «парка развлечений»: так, знаменитое колесо обозрения было построено на земле, принадлежавшей еврейскому директору Карлтеатра Габору Штайнеру, он же открыл едва ли не самый знаменитый аттракцион Пратера «Венеция в Вене». После разорения Габора бизнес перешел к другому Штайнеру, Эдуарду. Приход к власти нацистов положил конец «еврейскому Пратеру»: собственность Штайнера была ариизирована, та же участь постигла всех его братьев по крови.
«Шнитке / Schnittke»
Санкт‑Петербург, Музей музыки, до 4.09
до 4.09
Более 200 экспонатов собрала выставка в Шереметевском дворце, до этого показанная в Саратове, Сочи и Москве. Среди ее участников Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Фонд Ростроповича и Вишневской, Музей Большого театра и Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Подробно рассматриваемые творчество и биография композитора, записанные на пленку интервью современников — в залах есть на что потратить пару часов.
Беатрис Милхас
Нью‑Йорк, Еврейский музей,
до 1.09
Впервые нью‑йоркский музей решил подвергнуть художественному преобразованию собственное фойе в 2013 году, с тех пор подобные интервенции стали традиционными. В этот раз проект «Используя стены, полы и потолки» доверили реализовать бразильской художнице Беатрис Милхас, ее вдохновлял карнавал в Рио. Получилось пестро и красиво.