Еще посмотрим

Живу и вижу

Алексей Мокроусов 22 июля 2016
Поделиться

Роберто Бурле‑Маркс

Нью‑Йорк, Еврейский музей

до 18.9

Выставка ландшафтного архитектора и художника Роберто Бурле‑Маркса (1909–1994) — одно из главных событий выставочной жизни Америки. Творчество бразильского архитектора (он был четвертым сыном пианистки Сесилии Бурле и Вильгельма Маркса, немецкого еврея из Трира, откуда родом и Карл Маркс), считающегося самоучкой, признано классикой современной садовой архитектуры. Бурле‑Маркс сформулировал ее принципы, воплотив их в совместных проектах с Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером; только в Рио‑де‑Жанейро 88 созданных им парков находятся сегодня под охраной как памятники культуры. Активный защитник природы, он собирал растения; ферму в 80 гектаров в итоге подарил государству.

Первая ретроспектива Бурле‑Маркса в Нью‑Йорке прошла в Музее современного искусства четверть века назад. На нынешней не только показывают фотографии и планы созданных им садов и парков, от Сан‑Паулу до Куала‑Лумпура, но и рассказывают о бразильском модерне и роли абстракции в ландшафтном творчестве художника.

Модернизм в американском искусстве

Иерусалим, Музей Израиля

до 14.8

Знаменитые фотографы Эдвард Уэстон (1886–1958) и Беренис Эббот (1898–1991) стали героями выставки в Галерее современного искусства иерусалимского музея. Уэстон представлен прежде всего работами, посвященными природе, человеческому телу и пейзажам Западного побережья, Эббот — сценами из жизни Нью‑Йорка.

 

Эрик Булатов. Живу — вижу. 1987. Пресс‑служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Живу и вижу

Воронеж, Областной художественный музей имени И. Н. Крамского

до 30.7

Экспозиция художников‑нонконформистов представляет собрание поэта Всеволода Некрасова, переданное наследниками поэта Музею личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина. Среди 95 полотен и графических листов — работы Оскара Рабина, Эрика Булатова и Ильи Кабакова.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Герман Гессе и евреи

В 1941 году, обсуждая выбор имени для внука, Гессе писал: «Я не хочу вмешиваться, но все‑таки хочу напомнить, что ветхозаветные имена, как Давид и т. п., могут сегодня осложнить жизнь ребенку. Есть, правда, забавным образом, и противоположные случаи, когда имя с еврейским звучанием приносило пользу нееврею. Я знал по крайней мере одного эмигранта, у которого не было ни капли еврейской крови, но его звали Давид, и он долгое время получал поддержку от одной еврейской кассы взаимопомощи».

От еврейской Швейцарии до русского космоса

Здесь и большеформатные эскизы самого знаменитого творения австро‑американского архитектора — «Бесконечного дома», над которым он работал в течение нескольких десятилетий, и впервые показываемая на родине модель «Города‑пространства» в натуральную величину. В 1925 году ее выставили в театральном разделе Парижской международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, где она произвела огромное в буквальном смысле слова впечатление.

Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка. Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно, потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен».