Новости

Португалия расширяет свой рынок кошерных продуктов

22 декабря 2017, 15:30 История
Поделиться

Самый высокий горный массив Португалии Серра-да-Эштрела славится своими захватывающими дух водопадами, бирюзовыми озерами, террасами на склонах и сложными велосипедными дорожками среди обширных лесов. Туристы со всей Северной Европы, особенно зимой, стекаются к солнечной Серре – малонаселенному плато размером с Род-Айленд, которое ценят за его изысканные вина, всемирно известные овечьи сыры и экзотические региональные блюда (к примеру панированные сладкие сардины и тушеная в можжевельнике говядина).

Помимо этих деликатесов, Серра-да-Эштрела в последние годы также стала бесспорным производителем кошерной пищи в Португалии – что казалось маловероятным для региона, в котором проживают примерно 50 евреев. Ранее в этом месяце один из старейших производителей оливкового масла Серра-да-Эштрела Casa Agrícola Francisco Esteves, расположенный в городе Мантейгас, запустил новый кошерный бренд на время Хануки, праздника, когда евреи празднуют чудо, связанное с маслом.

В близлежащем городе Ковилья на южной оконечности региона находится завод по производству сыра Braz Queijos, который в 2009 году первым в Португалии получил сертификат кошерности на большую часть своей продукции. Пятью годами ранее винодельня в том же городе произвела первое кошерное сертифицированное вино Португалии за последние несколько сотен лет. А в 2010 году в городе Бельмонте начала проводится ежегодная кошерная ярмарка перед Рош-а-Шана.

Этот рост производства кошерных продуктов происходит в условиях растущего осознания Португалией ее богатой еврейской истории. Сотни тысяч евреев жили в Португалии до 1536 года, когда португальская церковь и королевский дом присоединились к испанской кампании изгнания, казни и принудительных обращений евреев, известных как инквизиция.

Тренд на кошерное – это способ «восстановить связь с нашим прошлым», сообщил Хосе Браз, производитель сыров, который не является евреем. На национальном уровне Португалия и Испания предприняли чрезвычайные шаги для преодоления наследия инквизиции. В 2015 году, например, обе страны ввели в действие законы, принятые двумя годами ранее, которые позволили примерно 5000 потомкам сефардских евреев получить испанское и португальское гражданство. Эти меры были первыми законами о возвращении евреев в мире, после того, как в 1952 году закон о возвращении принял Израиль.

Официальные лица в Мадриде и Лиссабоне, связанные с государственными инвестициями миллионов долларов в объекты еврейского наследия, описывают этот шаг как исправление исторических ошибок. Но некоторые наблюдатели считают, что это также связано с желанием возродить экономику Португалии и Испании, где уровень безработицы вдвое превышает подобный уровень в США, и более четверти взрослых людей в возрасте до 25 лет являются безработными. «Сефардскую диаспору можно рассматривать как большой пул, способный принести пользу экономикам Испании и Португалии, при условии, что пул можно привлечь к посещению, поселению и инвестированию», – сказал Майкл Фройнд, основатель и председатель «Шавей Исраэль», основанной в Иерусалиме некоммерческой организации, которая проводит информационно-пропагандистские программы для потомков сефардских евреев.

Официальные лица обеих стран регулярно ссылаются на туризм, когда расходуют государственные средства на восстановление объектов еврейского наследия. Например, недавние инвестиции в размере 8,25 млн долларов в португальский проект «Ротас-де-Сефарад» – общенациональную сеть маршрутов, рассказывающих о сефардском наследии – «должны способствовать укреплению туризма», – сообщила журналу Journal do Centro в прошлом месяце пресс-секретарь министерства культуры Селесте Амаро.

Но по словам раввина Элиша Саласа, представителя «Шавей Исраэль» в Португалии, который живет в городе Бельмонте, в регионе Серра-да-Эштрела, где многие неевреи имеют еврейские корни, жесты в отношении иудаизма более личные, чем в Лиссабоне. Этот муниципалитет проводит ежегодную ярмарку кошерных продуктов под наблюдением Саласа, который гарантирует, что продукты, привезенные туда для продажи местными фермерами, включая мед, оливки и хлеб, отвечают требованиям галахи. «Я не просматриваю их финансовых отчетов, но я не вижу огромного спроса на кошерные продукты в Португалии, которые делают сертификат выгодным, – сказал он. – Что работает здесь в Бельмонте, так это то, что у нас есть фирмы и фабрики с владельцами, имеющими еврейские корни, поэтому они стремятся приблизиться к иудаизму, по крайней мере, через продукты, которые они производят». Это может быть правдой, но владельцы новых кошерных предприятий, похоже, не хотят подробно раскрывать эту связь.

Патрисия Дуарте Мадейра, директор фабрики Esteves по производству масла, рассказала JTA, что она хотела получить сертификат кошерности только для удовлетворения потребностей клиентов в Бельмонте, которых она назвала «одной из крупнейших еврейских общин Португалии» (хотя, действительно, в городе находится одна из трех действующих синагог Португалии, по данным Саласа, его еврейское население составляет около 50 человек). Мадейра дважды отказалась отвечать, когда ее спросили, есть ли у ее семьи еврейские корни.

Браз, производитель сыра Серра-да-Эштрела, также смутился, услышав вопрос о его связи с иудаизмом. Хотя он сказал израильским СМИ, что произошел от анусим (евреев, которые были вынуждены обратиться в христианство), – и он также сказал JTA, что одна из его бабушек знала о своем еврейском происхождении и сохранила некоторые еврейские обычаи – он преуменьшил эту связь в португальских СМИ. «Я думаю, что у всех нас есть еврейская ДНК, но это не точно», – сказал он в 2009 году в интервью газете Publico, рассказывая об интересе израильских СМИ к его кошерному сыру. Браз назвал исследование 2008 года, в котором предполагалось что у 20 процентов населения Иберии есть еврейские гены. «Но я католик, недавно у меня на заводе был епископ Гуарды», – сказал он, добавив, что его «реальный интерес – сыр», а не генеалогия.

Многие дома в Серра-да-Эштрелла не нуждаются в исследованиях, чтобы продемонстрировать свое еврейское происхождение. Например, в городе Трансозо, недалеко от Ковильи каменные стены многих домов имеют хорошо сохранившиеся насечки, сделанные во время и после португальской инквизиции. Некоторые пометки читаются как «ужас» на иврите; некоторые древние панели дверных рам включают углубления, когда-то содержавшие мезузы. Подобные пометки были для владельцев «способом показать, не говоря уже о том, что они помнят, кем они на самом деле являются, откуда они родом», – сказал Фройнд. Эта хитрость распространилась и на кухню: знаменитая колбаса Alheira de Mirandela, в которой вкус чеснока имеет тенденцию одолевать вкус других ингредиентов, особенно распространилась среди евреев во время инквизиции, когда евреи пытались скрыть, что едят кошерную еду, и изображали что они употребляют свинину, как и все население в целом. По словам Фройнда, такие методы являются свидетельством жестокости столетних преследований, которые уничтожили одну из самых выдающихся в мире еврейских общин. «После многовековых молчания и преследований почти неизбежно, что люди с еврейскими корнями должны каким-то образом раскрыть их, – сказал он. – Что касается пищевой промышленности, то получение сертификата кошерности – это способ сделать нечто вполне ощутимым способом, который не вызывает при этом слишком много личных вопросов».

JTA

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции