Зрительный зал

«1945»: Венгрия, постхолокостная драма

Карен Леон 9 ноября 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Всякий раз, когда я смотрю фильм о Холокосте, я думаю о том, как его приняли в родной стране режиссера, и о том, какие чувства испытывают зрители в Германии, Польше или иной причастной стране, когда фильм указывает на историческую вину их нации.

1 ноября на экраны Нью‑Йорка вышел новый великолепно сделанный венгерский фильм «1945», поднимающий тревожные вопросы о жизни после Холокоста. Вскоре после просмотра я беседовала со Стивеном Гейгером, венгерским евреем, учредителем фонда «Менш», организовавшим 27 сентября 2017 года специальную церемонию награждения и показ фильма в грандиозном Национальном кинотеатре «Урания» в Будапеште. Награды «Менша» были вручены режиссеру фильма Ференцу Тороку, венгерскому сценаристу и писателю еврейского происхождения Габору Санто и актеру Питеру Рудольфу, сыгравшему главного героя, враждебно настроенного и агрессивного городского чиновника. На мероприятии, открытом для широкой публики, присутствовали ученые и члены правительства, включая заместителя госсекретаря по особо важным социальным вопросам Чабу Латорцаи, ответственного за связи с еврейской общиной и с другими религиозными и культурными группами.

Это событие было примечательно как местом проведения, так и целью. Гейгер объединил чествование творческого успеха и смелости создателей фильма с просвещением по вопросам Холокоста в стране, где во время Второй мировой войны было уничтожено огромное количество евреев. Чтобы подготовить зрителей, перед показом фильма джазовый пианист Бела Сакчи и певица Анита Маса исполнили хит Дж. Йеллена / Л. Поллака 1925 года под названием «А идише маме» («Еврейская мама»). После этого Гейгер обратился к зрителям со словами: «Я жил напротив кинотеатра, но первые восемь с половиной лет жизни — выше по улице. Я жил с отцом, который сам пережил Маутхаузен (концентрационный лагерь в Австрии), а родители его погибли в газовых камерах Освенцима. Мы основали награду «Менш» для того, чтобы показать, что в мире есть достойные люди, а также для тех, кто пишет и снимает кино на эту тему, чтобы как можно больше людей смогли узнать о судьбах шести миллионов евреев, включая 600 тыс. венгерских евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны».

Кадр из фильма «1945»

В основу фильма Торока «1945» лег рассказ «Возвращение домой» сценариста Санто. В центре сюжета — загадочный визит в небольшую мадьярскую деревню, оккупированную советскими войсками, двух ортодоксальных евреев — отца и сына — в конце 1945 года. 46‑летний режиссер, не являясь евреем, снял тихую постхолокостную драму, насквозь проникнутую чувством вины, несмотря на отсутствие в ней нацистов. То, что происходило в Венгрии в годы Второй мировой войны, и то, каким образом власти и простые граждане стали соучастниками уничтожения процветавшей еврейской общины численностью более 750 тыс. человек, является историческим фактом. Но фильм наглядно показывает, что происходит, когда евреи, когда‑то пойманные и депортированные венгерскими жандармами, возвращаются, чтобы востребовать конфискованное имущество. Здесь каждый хранит ужасные секреты, здесь разоблачаются виновные и обнаруживается украденное. Имена произносятся шепотом, крестьяне едят серебряными приборами, а на стене тикают часы, стрелки которых — искусно вырезанные Скрижали завета в окружении шестиконечных звезд, а вместо цифр — буквы иврита. Решение снять фильм черно‑белым очень удачно, потому что вина, которая может иметь множество оттенков серого — от преступника до жадного коллаборациониста и стороннего наблюдателя, на самом деле не имеет цвета.

На мой вопрос, почему было принято решение вручить награду создателям фильма в Венгрии в присутствии широкой публики, Гейгер ответил: «Я выбрал Санто — редактора еврейского ежемесячного журнала «Szombat» («Шабат») за его неустанную работу в направлении просвещения евреев и неевреев в отношении еврейской жизни в целом и текущих событий на протяжении последних 25 лет. Я выбрал Торока за то, что он посвятил себя решению вопросов прав человека, и за то, что снял фильм, очень важный для венгерского народа, особенно для молодежи, которая не знает своей истории. И наконец, Рудольфа — за то, что правдиво сыграл, как вели себя люди, когда евреи возвращались после войны».

Кадр из фильма «1945»

Гейгер переехал в США после венгерского восстания 1956 года и проводит по полгода в Калифорнии и в Будапеште. В 2002‑м в ответ на подъем антисемитизма он учредил фонд «Менш», а затем пригласил выступить с лекцией в Венгрии своего друга Питера Малкина — человека, задержавшего Адольфа Эйхмана, сотрудника гестапо, лично ответственного за массовое уничтожение венгерских евреев в Освенциме. Главной задачей фонда является «разработка образовательной программы, призванной искоренить стереотипное восприятие, антисемитское и расистское мировоззрение <…> развитие толерантной общественной системы ценностей, уважающей права меньшинств, свободу слова и вероисповедания».

В Венгрии Гейгер читает лекции старшеклассникам и переводит на венгерский язык книги, в том числе мемуары о Холокосте. Он перевел и высоко оцененную книгу Магды Денеш «Горящие замки: жизнь ребенка на войне». Гейгер рассказывает: «Я возил молодых людей на 2–3‑дневные экскурсии в концентрационный лагерь Маутхаузен, целые автобусы старшеклассников из Будапешта». Его работа предполагает частые поездки по стране, а недавно в Боньхаде он принимал участие в восстановлении неологической синагоги, построенной в 1794 году. Раньше в здании синагоги находился склад, теперь же она станет центром толерантности.

Каждый год Гейгер получает приглашения принять участие в памятных мероприятиях в Маутхаузене; в прошлом году он присутствовал на специальной церемонии, организованной парламентом Вены и посвященной освобождению лагеря. Следующая церемония награждения премией «Менш» состоится в Вене в мае 2018‑го; на этот раз премии удостоится Симон Визенталь. На мой вопрос о восприятии просвещения о Холокосте, с которым он сталкивается лицом к лицу, Гейгер отвечает: «Одни говорят, что с них хватит, что они устали от Холокоста, а другим знаний никогда не бывает слишком много». 

Оригинальная публикация: New Hungarian Film Explores Guilt of Those Who Looted the Property of Deported Jews

КОММЕНТАРИИ
Поделиться