Дом учения: Слово раввина

Все ответы — в Торе

Берл Лазар 14 августа 2015
Поделиться

На протяжении нашей истории мы часто испытывали вражду к себе не потому, что кто‑то сознательно ненавидел евреев и хотел их погибели, а просто из‑за того, что окружающие не понимали нашей веры, наших законов, нашего поведения. Где нет знания и понимания, всегда возникают мифы, в том числе враждебные. Как нам вести себя в таких ситуациях? В мишне «Пиркей Авот» рабби Эльазар говорит: «Будь прилежен в изучении Торы и знай, что ответить неверующему; знай также, на кого ты работаешь, кто Хозяин труда твоего и кто заплатит тебе за работу».

На первый взгляд здесь постулируется простая вещь: надо учить Тору, чтобы всегда уметь дать ответ человеку, который подходит к тебе с предубеждением. Но, как мы уже успели привыкнуть, изучая «Пиркей Авот», за простым объяснением есть гораздо более глубокая мудрость. Тем более мы вправе ожидать такой глубины от рабби Эльазара, о котором рабби Йоханан бен Закай сказал, что он «подобен неиссякающему роднику».

Если мы ограничимся простым объяснением, у нас возникнет больше вопросов, чем ответов. Во‑первых, учить Тору — это долг каждого еврея: мы учим, чтобы знать, как жить, а вовсе не для того, чтобы знать, какие ответы дать неверующему, если тот спросит. Во‑вторых, какая связь нашего «простого объяснения» с завершающей частью мишны? И в‑третьих, к чему здесь разговор о «плате за работу»? Ведь в «Пиркей Авот» прямо сказано: «Не уподобляйся рабам, что служат господину своему ради получения награды».

Что ж, придется, как мы уже привыкли, разбирать мишну шаг за шагом, обращая внимание на каждое слово. Прежде всего, кто такой «неверующий»? В оригинальном тексте мишны употреблено слово «эпикорес»: это не «неверующий‑невежда», а человек, который знает Тору, но не понял ее мудрости и поэтому отвергает ее ценности. Наша задача — не только самим учить Тору, но и других просвещать насчет образа жизни, основанного на Торе. Это условие нашего завета с Б‑гом!

А чтобы обучать, недостаточно самому верить, надо еще уметь доказать правоту того, во что веришь. То есть если еврей не в состоянии дать ответ на вопросы людей, не понимающих правды Торы, он не выполнил условия Завета.

Теперь идем по тексту мишны дальше: «знай, на кого ты работаешь». Б‑г заповедал нам учить Тору не только для нас самих, но с тем, чтобы воля Б‑га была раскрыта всему миру. То, что человек делает для себя, не заслуживает награды. Настоящая цель — выполнить задание от Б‑га. И за это человек обязательно будет награжден.

У нашего народа есть поговорка: «У верующего нет вопросов, у эпикореса нет ответов». Здесь эпикорес — это человек, который спрашивает не потому, что хочет узнать, а потому, что хочет оправдать свой неправильный образ жизни. Он не соблюдает заповеди и говорит, что сомневается в смысле заповедей, дабы оправдать свое поведение в собственных глазах. С такими людьми дискутировать трудно, подчас они готовы отрицать очевидное. Но наш долг перед Б‑гом — продолжать говорить с ними в надежде, что они с нашей помощью изменят свое поведение. Это тяжелый труд, но это труд ради Б‑га, ради «Хозяина труда нашего». И за него, конечно, придет награда.

Но эпикорес — это не обязательно даже другой человек. Наши мудрецы предупреждают, что бывает и «внутренний эпикорес». Это самое опасное — усомниться в истинности того, во что ты веришь. Вот почему мишна особо подчеркивает необходимость усердия в изучении Торы. У тебя должно быть столько знаний, говорит она, чтобы хватило и собственные вопросы разрешить!

Мидраши приводят много историй о раввинах и учителях, которые были на все готовы, чтобы иметь возможность прилежно учить Тору. Вот одна из них. «Рабби Йоханан с учеником шли из Тверии в Ципори. “Видишь это поле? — спросил рабби. — Я продал его, чтобы учить Тору”. Они прошли мимо оливковой рощи. “Видишь эти деревья? Я продал их, чтобы учить Тору”. Они миновали виноградник: и его тоже продал рабби Йоханан, чтобы учить Тору. Ученик заплакал: “Ой, так вы же ничего себе не оставили на старость!” А учитель ему с улыбкой: “Да, я продал то, что Б‑г дал нам за шесть дней, чтобы приобрести то, что Он давал Моше на протяжении целых сорока дней! Более выгодной сделки не найти!”»

Действительно, Тора — это свод всех нужных человеку знаний. В ней вы найдете, как жить, как сохранить здоровье, как делать бизнес, как строить семью и воспитывать детей… Тора приветствует любые вопросы — даже вопросы «внутреннего эпикореса». Надо просто не забывать, что все ответы — в ней!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

О раввинах, о гебраистах: из воспоминаний семьи Глускиных — Амусиных

Ее вывезли по Дороге жизни в состоянии тяжелой дистрофии, она добралась до Татарстана, где тогда находились сестры. Оклемавшись, Софья Менделевна в 1943 году добровольцем ушла на фронт и прослужила радиотелеграфистом до конца войны. В 1946 году она вернулась в аспирантуру, а через два года, окончив ее в период борьбы с космополитизмом, не смогла остаться в Ленинграде и получила распределение в Псковский педагогический институт на кафедру русского языка, где и проработала до 1992 года

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Йосеф рассказал свои сны?

Увидев, что они «возненавидели его еще сильнее», Йосеф все равно стоит на своем и рассказывает братьям другой вызывающий сон: «Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Даже вслед за этим Йосеф не останавливается, рассказывает сон в третий раз, в присутствии отца и братьев. Какую цель он преследовал и преследовал ли какую-нибудь?

Голос в тишине. Первый арест и освобождение Алтер Ребе

События, предшествующие аресту Алтер Ребе, а также история его заключения подробно описаны во многих книгах. Однако существует целый пласт историй, не попавших в эти книги. Ребе Йосеф‑Ицхок, Раяц, шестой глава династии Любавичских цадиков, собрал предания, передаваемые в его семье от ребе к ребе, и записал беседы старых хасидов