Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 30 октября 2016
Поделиться

Письмо Мордехаю Ландау, 25 швата 5736 (27 января 1976)

<…> Через нашего общего друга рабби Шломо‑Бера Липскера я время от времени интересуюсь, как у Вас идут дела, и он сообщает мне все, что знает. Я читал также газетные публикации.

Настоящий бизнесмен держится на плаву, когда условия неблагоприятны, и в состоянии противостоять трудностям. Уверен, мне не нужно Вам объяснять, что настоящий бизнесмен не тот, кто может справиться с делами лишь при условии благоприятной конъюнктуры, когда все идет гладко и ему сопутствует удача, но лишь тот, кто знает, как справляться с периодически случающимися неурядицами. Когда он сталкивается с трудностями или неблагоприятной ситуацией, это делает его изобретательнее и сильнее и он становится более эффективным руководителем, нежели был прежде, расширяет свой опыт и становится более проницательным, — качества, которые он использует с толком, когда дела вновь пойдут в гору. Порой временные неудачи нужны именно для того, чтобы энергичнее двигаться дальше, подобно спортсмену, которому надо взять препятствие, когда ему непременно нужно отойти назад, чтобы прыгнуть выше.

Проще говоря, хорошо зная Вас, я совершенно уверен, что Вы выдержите это испытание, справитесь со всеми трудностями, внесете структурные и прочие необходимые изменения, связанные с более четким контролем и повышением эффективности. Тем более что, как можно судить из газет, Ваши нынешние трудности, вне всяких сомнений, являются следствием общей экономической ситуации Арабского нефтяного эмбарго. .

Желаю Вам, чтобы в ближайшее время Вы могли сообщить мне хорошие новости о видимом улучшении. Помните, что неудачи всегда оказываются фундаментом больших успехов в будущем, — тем более что сейчас начинается первый из двух адаров нынешнего високосного года В еврейском календаре в високосный год добавляют месяц; таким образом, в году оказывается два месяца адар. Месяц адар в еврейской традиции считается удачным временем: «Когда наступает адар, умножают радость» (Таанит, 29а). . Поэтому я желаю, чтобы Ваша удача удвоилась, а доходы возрасли и чтобы Вы использовали это во благо. <…>

Владелец магазина «The Whale Store» Аарон Кляйн. Аллигатор, Миссисипи

Без даты

<…> Мне сообщили о серьезных убытках, которые понес Ваш бизнес, доходы от которого шли на поддержку деятельности местного центра Хабада, и что этот неприятный инцидент глубоко Вас расстроил.

Хотя подобная реакция совершенно понятна, нельзя забывать о подходе Торы к подобным явлениям, поскольку, как и по всем другим вопросам, в ней есть ясно выраженная точка зрения на этот счет. Неоднократно подчеркивается, что Тора вечна. Это касается не только заповедей, но и различных сюжетов, приведенных в Писании. Несмотря на то что различные события и эпизоды, упомянутые в Торе, были связаны с конкретными людьми и конкретными обстоятельствами, они актуальны для каждого из нас.

Аврааму было очень нелегко, когда ему было сказано встать и идти в неведомую страну (я имею в виду самое первое испытание, которое пришлось претерпеть первому еврею, праотцу Аврааму, в то время когда он был одним‑единственным праведником в своем поколении). Когда Всевышний сказал Аврааму уходить, покинуть свою землю, свою родню и дом своего отца «И сказал Г‑сподь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:1). , ему было невероятно трудно расстаться с каждой из этих вещей, не говоря уже обо всех трех сразу. Аврааму было сказано идти в неведомую страну (Ханаан, которому предстояло стать Страной Израиля), где, как ему было обещано, он обретет величие и станет источником благословения для всех «И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земли» (там же, 2–3). . Однако стоило ему прийти в указанную страну, как именно там начался страшный голод, и ему пришлось оставить ее и отправиться в Египет. Вне всяких сомнений, все произошло по воле Всевышнего. В этой ситуации можно было ожидать, что Авраам усомнится в Б‑жественном Провидении, оказавшемся на первый взгляд непоследовательным и противоречивым. Это было бы тем логичнее, что, согласно мидрашу «Пиркей де‑рабби Элиэзер» Гл. 26: «Четвертым испытанием был голод. Со дня сотворения неба и земли не насылал Святой, благословен Он, голода, пока не пришел Авраам в Ханаан. И не было голода нигде, кроме Ханаана, чтобы вынужден был Авраам спуститься в Египет, как сказано: “И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет пожить там, потому что тяжел был голод в земле той” (Берешит, 12:10)». , голод поразил именно Ханаан и ни одну из сопредельных стран — иными словами, явно должен был послужить испытанием. Однако Авраам не только не жаловался, но делал все с радостью и от всего сердца, взяв с собой все семейство, и т. д. И действительно, это оказалось лишь испытанием его веры, и Авраам затем был щедро вознагражден и вернулся в Ханаан с множеством скота, серебра и золота, как об этом рассказывается в Торе Берешит, 13:2. . Говоря об опыте Авраама, мидраш добавляет, что все, что тот пережил, случилось и с его потомками ”Берешит : “Сказал Святой, благословен Он, праотцу нашему Аврааму: Иди и протори путь перед сынами своими. И находишь ты, что все написанное о праотце нашем Аврааме написано и о сынах его”».”].

Поэтому Вы должны считать, что удостоились величайшей чести — Вас сочли достойным испытания, подобного испытанию Авраама. Я также уверен, что вскорости Вы увидите счастливое завершение Ваших испытаний и будете щедро награждены «серебром и золотом» в самом буквальном смысле этих слов — тем более что доходы от этого бизнеса идут на священные цели.

Поскольку скоро мы будем праздновать Песах, праздник свободы, я буду надеяться, что Всевышний избавит Вас от всех печальных помыслов и Вы сможете продолжить свою священную работу ради Торы и святости в целом и ради дальнейшей работы Любавичского центра и еврейского образования в частности и будете делать это в радости и веселье. <…>

 

Письмо Мордехаю Ландау (Майами),
4 адара 5736 (5 февраля 1976) Письмо написано в ответ на обращение владельца сети магазинов розничной торговли, потерявшего большую часть своего состояния из‑за арабского нефтяного эмбарго.

<…> Что касается Вашего вопроса об игре на бирже: в целом мне это не нравится, поскольку в значительной степени игра на бирже сводится к спекуляции. Один известный бизнесмен как‑то сказал мне, что не хочет заниматься бизнесом, в котором у него и у полного невежды равные шансы. Кроме того, подобный бизнес особенно противоречив из‑за тревоги и нервного напряжения, которые он вызывает у большинства промышляющих этим видом деятельности. И потом, в эти неспокойные дни элемент спекуляции на бирже ценных бумаг особенно велик. Поэтому я уверен, что можно найти возможности для более разумного вложения денег, нежели вложение, заставляющее человека с нетерпением ждать первого сообщения о курсе ценных бумаг в утренних газетах. <…>

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Мы, евреи, должны заботиться о нашем духовном бизнесе, в особенности в деле изучения Торы, — в той же мере, в какой хозяин предприятия заботится о своем бизнесе. Чем бы мы ни занимались в течение дня, главным для нас должно быть изучение Торы, с которой нас связывают неразрывные узы. Неважно, сколько времени мы посвящаем занятиям, пусть совсем немного, — важно, чтобы это захватывало нас целиком и чтобы сохраняло свое воздействие на нас и в часы нашей повседневной деятельности.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Каждый еврей обладает способностью (а значит, и обязанностью) использовать свое «серебро и золото» не только для удовлетворения личных материальных потребностей, которые мало того, что не связаны со святостью, но зачастую и просто противоречат ей; он мог бы преобразовать это «золото и серебро» в нечто настолько святое и Б‑жественное, что могло бы понравиться Всевышнему. Поступая таким образом, еврей делает себя вместилищем, достойным Б‑жественного присутствия.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

В книге «Зоар» прямо сказано, что ворчание и недовольство вызывают ответную негативную реакцию с Небес. И наоборот, если человек удовлетворен и радостен, каким бы ни было его материальное положение, то уже одно это способствует неуклонному улучшению его положения.