Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель ИШАЙЯ ГИССЕР 10 июля 2016
Поделиться

После выхода на пенсию

<…> В пожилом возрасте для здоровья полезно продолжать заниматься делами и бизнесом, зарабатывать деньги, ведь резкая перемена образа жизни и отход от дел могут только повредить. Но сама работа должна быть легкой. Однако все это должно делаться при полном согласии Вашего отца, и хорошо бы сделать так, чтобы предложение исходило от него самого. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 24)

 

4 адара 5736 (5 февраля 1976) года

Мой ответ на Ваше письмо был уже передан Вам в телефонной беседе, и я повторю свои слова письменно.

Что касается ухода от дел, то тот факт, что Вы должны продолжать активную работу в мире бизнеса, не требует доказательств. Очевидно, что именно в этой сфере, где Вы чувствуете себя легко и уверенно, Ваше место. Да и Вашей семье это не помешает. Есть и еще одна причина: в течение многих лет Вы успешно вели бизнес, используя способности и таланты, которыми так щедро наделил Вас Всевышний. Поэтому, по меньшей мере, неразумно прекратить использовать их и далее — такое решение равносильно отказу от подарка, который Создатель вручил Вам для использования во благо. Иными словами, это не только Ваша личная проблема — такой поступок приведет к далеко идущим последствиям.

Из этого следует, что Вам стоит сосредоточить все усилия в сфере бизнеса, где у Вас имеется и большой опыт работы, многочисленные связи и признание. Не забывайте, что все наши старания становятся более эффективными и успешными — и в то же время менее утомительными, — когда их дополняют уверенность в себе и добрые намерения.

Возможно, Вы сочтете, что мои советы продиктованы сугубой ориентацией на законы Торы. Должен признать, что это так, но вместе с тем я считаю необходимым добавить, что не вижу в таком подходе никаких противоречий. Я согласен с тем, что в нашей жизни личные интересы зачастую сталкиваются с общественными. В Вашем случае речь об этом не идет, — напротив, эти интересы совпадают.

Основатель движения Хабад Алтер Ребе регулярно упоминал старинный еврейский обычай, согласно которому мы связываем все происходящее с текущей недельной главой из Торы. Нынешняя недельная глава «Трума» начинается с повеления Всевышнего: «И построят Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них» (25:8). Эти слова обращены к каждому еврею. Они продолжают требовать пожертвований золота, серебра, меди и других материалов для сооружения Святилища в соответствии со всеми требованиями. На первый взгляд тут имеется некая сложность. Если Всевышний так хотел для Себя Святилище и обещал «пребывать среди них», имея в виду тех евреев, кто пожертвует «золото, серебро и медь», то почему на первом месте стояли именно эти взносы?

Вот одно из объяснений: каждый еврей обладает способностью (а значит, и обязанностью) использовать свое «серебро и золото» не только для удовлетворения личных материальных потребностей, которые мало того, что не связаны со святостью, но зачастую и просто противоречат ей; он мог бы преобразовать это «золото и серебро» в нечто настолько святое и Б‑жественное, что могло бы понравиться Всевышнему. Поступая таким образом, еврей делает себя вместилищем, достойным Б‑жественного присутствия.

Как известно, человеческая природа каждого из нас такова, что ради обладания как можно большим количеством «серебра и золота» мы готовы жертвовать и сердцем, и душой. Особенно это касается преуспевающих бизнесменов. А когда еврей отделяет от тяжело заработанных денег десятую часть и отдает ее для совершения добрых дел и исполнения воли Творца, он тем самым жертвует свое тело и свою душу вместе с физическими и моральными усилиями, потраченными на добывание этих самых денег. Таким образом этот еврей делает себя объектом святости. Более того, этот образ жизни ложится в основу его дальнейших, еще более великих, свершений.

Молюсь за Вас и желаю Вам успехов в заработке и скорейшего получения возможностей жертвовать «золото и серебро» на свершение добрых дел и делать это с радостью, как и прежде.

 

Рош ходеш шват 5730 (1990) года

Отвечаю на Ваше письмо, в котором речь идет о ряде Ваших знакомых, утверждающих, что не могут по‑настоящему соблюдать субботу, т. к. это подорвет их доходы и благосостояние.

Из Вашего письма следует, что речь идет о людях, верующих в Творца и Его закон — Тору, иначе они не стали бы оправдывать несоблюдение ими святости субботы. Однако их позиция и странна, и нелогична: ведь если они верят, что Всевышний повелел еврейскому народу соблюдать субботу, то, стало быть, Он дал им возможность ее соблюдения. Ведь никто не возлагает на другого человека невыполнимого задания, тем более если его невыполнение чревато наказанием.

При этом человек может ошибиться в оценке возможностей других людей. Всевышний, однако, не ошибается, прекрасно зная потребности и возможности человека, и не повелел бы соблюдать субботу, если бы это сделало невозможным для человека содержать себя.

Общеизвестно, что соблюдение субботы не представляет проблемы, если предприятие закрыто в субботу. В противном случае возникают проблемы, но это только доказывает, что Всевышний учел возможности человека выдержать такое испытание.

Из этого следует также, что если человек не прилагает усилий выдержать это испытание, то он просто впустую растрачивает силы, данные ему Создателем для полного и всецелого соблюдения законов Торы.

Надеюсь, что моих слов достаточно, чтобы помочь этим людям увидеть ситуацию в правильной перспективе и далее сделать все зависящее от них, чтобы быть последовательными и, положившись на Всевышнего, выполнять Его указания в жизни, а это обеспечит им благословение и удачу Свыше.

(Море ле‑дор навох. Ч. 2. С. 16)

В антикварном магазине Генри Штерна. Новый Орлеан, Луизиана

26 швата 5737 (1997) года

Мир и благословение!

Отвечаю на Ваше письмо, посвященное вопросам деловой карьеры и экономической обеспеченности; основной тезис письма сводится к тому, что в наше время для успешного ведения бизнеса или работы по специальности требуются долгие годы учебы и светского формального образования; Вы утверждаете также, что нам нужны врачи‑евреи, адвокаты‑евреи и пр., что, по сути дела, не согласуется с первостепенным значением еврейского религиозного образования и с бракосочетанием в молодые годы и т. д.

Хотя свои утверждения Вы подкрепляете цитатами из «Шульхан арух», однако Вы используете их, исходя из чисто светских соображений. Поэтому в своем ответе я буду рассматривать эту проблему с Вашей точки зрения.

Начну с того, что, согласно статистике, огромный процент выпускников университетов заняты в совсем другой сфере, нежели та, с которой связано их профессиональное образование.

Вам, наверное, известно, что здесь, в США, тенденция уже долгие годы такова, что академические степени для деловой карьеры менее значимы, чем личные связи и возможности «пробиться». Иными словами, важно не то, что ты знаешь, а с кем ты знаком, и эта тенденция только набирает силу, так что вес академических степеней пошел на убыль.

Другой аспект, также со светской точки зрения, — это базовый аспект, касающийся точных наук: в первую очередь надо знать факты, а уж затем пытаться их анализировать и трактовать, ибо никакая логика не может изменить факты. Древнее философское правило гласит, что теория идет вслед за реальностью, а не наоборот, и что касается бракосочетания, то любой социолог скажет вам, что именно в экономически благоустроенном американском обществе молодые женятся прежде, чем достигают материальной обеспеченности, а приобретение дома происходит еще позднее.

А что касается сути вопроса, то «Шульхан арух» процитирован Вами верно (что сначала следует получить профессию или открыть дело и встать на ноги, затем приобрести дом и лишь после этого жениться). И в идеале так и следует поступить. Однако там же разъясняется, что это справедливо, только если реализуемо на деле. В прошлом, когда условия жизни были гораздо скромнее, можно было встать на ноги в экономическом плане уже в молодые годы. В последние десятилетия, если следовать этому правилу, не требуется много воображения, чтобы представить, к каким результатам это приведет, в особенности с учетом морального уровня в тех кругах, где откладывают брак на долгие годы. Можете сравнить эту ситуацию с высоким уровнем морали и стабильности семейной жизни в ортодоксальных кругах, где браки, как правило, заключаются в молодом возрасте.

В последние годы появился еще один важный аргумент. Наше поколение пережило Холокост. И каждый из нас должен сделать все зависящее от него, чтобы воспрепятствовать плану Гитлера об «окончательном решении», который не выброшен на свалку его наследниками, а взят ими на вооружение. Все, что направлено на подрыв устоев еврейского народа, численно или качественно (например, ассимиляция и т. п.), играет на руку нашим врагам. Поэтому создание еврейской семьи в духе нашей традиции наносит удар по планам наследников Гитлера и укрепляет мощь нашего народа.

И в заключение есть еще несколько моментов в пользу ранних браков: родители обычно стремятся помочь своим вступившим в брак детям, пока те не станут экономически самостоятельными. Кроме того, есть целый ряд социальных организаций на федеральном и муниципальном уровне, службы профподгодовки, профтехучилища и т. д., предназначенные для облегчения трудоустройства в современном обществе.

С любой точки зрения, и в том числе с точки зрения здорового морального общества, нет смысла откладывать брак до достижения полной экономической независимости, о которой Вы говорите.

Можно еще многое сказать по этому вопросу, но сказанного здесь вполне достаточно.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ребе Шолом‑Шахна, сын ребе Зуси

Когда моего отца и его товарищей везли в тюрьму, он решил про себя не выдавать ничего даже под угрозой смерти. Он был готов к таким угрозам и не собирался давать показания. Так, рассказывал он мне, их воспитывали в России — с того дня, как ребенок поступал в хедер. Даже малыши из хедера повторяли клятву: «Недер, недер, ни слова про хедер». Теперь ему было 15, он уже успел познакомиться с «миром», но помнил свои детские клятвы и дал себе слово сохранять молчание любой ценой.

Недельная глава «Вайелех». Тора как песнь

Мы, каждое поколение, должны взять Тору и обновить ее. Мы должны написать свой свиток. Суть Торы не в ее древности, а в ее новизне; она рассказывает не только о прошлом, но и о будущем. Это не просто какой‑то старинный документ, реликт какой‑то более ранней стадии развития общества. Тора говорит с нами здесь и сейчас — но только при условии, что мы прилагаем усилия, чтобы написать ее снова.

Дрейфус, сионизм и Сартр

Большинство европейских евреев, вместо того чтобы эмигрировать в Палестину, либо, как Дрейфус, хранило верность государствам, которые их презирали, либо надеялись пересидеть грядущие гонения, не покидая дома, и уцелеть. Надежды их не сбылись. Возле парижских школ ныне можно видеть таблички в память о тысячах еврейских детей, убитых нацистами при активном содействии французского государства.