Семь лет назад ушел из жизни Владимир Мотыль, кинорежиссер, чьи фильмы отвечали за состав мифологического национального сознания. Немногим режиссерам удается за свою жизнь снять более одной такой кинокартины. У Владимира Яковлевича было три таких фильма.
Режиссер театра и кино, сценарист, народный артист России, Владимир Мотыль родился в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец, уроженец местечка Гостынич Варшавской губернии, слесарь минского завода «Коммунар» Яков Давыдович Мотыль, через три года после рождения сына был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Мать, выпускница Петроградского педагогического института имени А.И. Герцена Берта Антоновна Левина, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А.С. Макаренко и впоследствии завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провел с матерью в ссылке на Урале. Дед и бабушка по материнской линии также были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации.
В уральских городках мать Володи работала сутками, и для школьника единственным средством познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали. Тогда и возникла вера: «Вырасту – буду делать кино». В начальных классах школы в городе Оса Володя организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. Режиссер вспоминал, что тогда для полного счастья ему нужен был только журнал «Советский экран», который для него выписывала мать…
Владимир Яковлевич Мотыль в 1948 году закончил актерское отделение Свердловского театрального института и через девять лет заочно исторический факультет Свердловского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года – главный режиссер Свердловского театра юного зрителя. В 1957–1960 годах был режиссером Свердловской киностудии. Свой первый фильм, «Дети Памира», Мотыль снял в 1963-м на Таджикской киностудии. В 1967-м снял комедию на военную тему «Женя, Женечка и “катюша”» по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Всенародную известность режиссеру принес фильм «Белое солнце пустыни». В 1975 году Мотыль выпускает фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов. В 1976–1985 годах Владимир Мотыль руководит Студией художественных фильмов творческого объединения «Экран». В 1990-х годах часто выступает как художественный руководитель в фильмах молодых режиссеров.
В 2004 году Владимир Яковлевич приступил к съемкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, под названием «Багровый цвет снегопада».
«Женя, Женечка и “катюша”», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» – любое из этих названий с лету вызывает в памяти либо строчки песен, либо кадр, либо реплику. Одно упоминание этих фильмов провоцирует у зрителя безусловную реакцию – снова и снова их пересмотреть. Кто откажется еще раз улыбнуться, услышав «Махмуд, поджигай!», или «Таможня дает добро!», или когда Спартак Мишулин после очередной заварушки пожимает плечами: «Стреляли!» Несомненно, общество должно быть благодарно Владимиру Яковлевичу за крепкое вживление в народные чаяния образов безвестных красноармейцев и знаменитых декабристов. За выдающиеся роли великолепных актеров, за мелодии, остающиеся на слуху у нескольких поколений. За народный миф и национальный дух, им питаемый, ибо режиссеры такого легендарного уровня есть бесценное достояние нации.
(Опубликовано в №216, апрель 2010)