Зрительный зал

Владимир Мотыль. Режиссер национального мифа

Александр Кузнецов 21 февраля 2017
Поделиться

Семь лет назад ушел из жизни Владимир Мотыль, кинорежиссер, чьи фильмы отвечали за состав мифологического национального сознания. Немногим режиссерам удается за свою жизнь снять более одной такой кинокартины. У Владимира Яковлевича было три таких фильма.

Режиссер театра и кино, сценарист, народный артист России, Владимир Мотыль родился в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец, уроженец местечка Гостынич Варшавской губернии, слесарь минского завода «Коммунар» Яков Давыдович Мотыль, через три года после рождения сына был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Мать, выпускница Петроградского педагогического института имени А.И. Герцена Берта Антоновна Левина, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А.С. Макаренко и впоследствии завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провел с матерью в ссылке на Урале. Дед и бабушка по материнской линии также были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации.

В уральских городках мать Володи работала сутками, и для школьника единственным средством познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали. Тогда и возникла вера: «Вырасту – буду делать кино». В начальных классах школы в городе Оса Володя организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. Режиссер вспоминал, что тогда для полного счастья ему нужен был только журнал «Советский экран», который для него выписывала мать…

Владимир Яковлевич Мотыль в 1948 году закончил актерское отделение Свердловского театрального института и через девять лет заочно исторический факультет Свердловского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года – главный режиссер Свердловского театра юного зрителя. В 1957–1960 годах был режиссером Свердловской киностудии. Свой первый фильм, «Дети Памира», Мотыль снял в 1963-м на Таджикской киностудии. В 1967-м снял комедию на военную тему «Женя, Женечка и “катюша”» по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Всенародную известность режиссеру принес фильм «Белое солнце пустыни». В 1975 году Мотыль выпускает фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов. В 1976–1985 годах Владимир Мотыль руководит Студией художественных фильмов творческого объ­единения «Экран». В 1990-х годах часто выступает как художественный руководитель в фильмах молодых режиссеров.

В 2004 году Владимир Яковлевич приступил к съемкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, под названием «Багровый цвет снегопада».

«Женя, Женечка и “катюша”», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» – любое из этих названий с лету вызывает в памяти либо строчки песен, либо кадр, либо реплику. Одно упоминание этих фильмов провоцирует у зрителя безусловную реакцию – снова и снова их пересмотреть. Кто откажется еще раз улыбнуться, услышав «Махмуд, поджигай!», или «Таможня дает добро!», или когда Спартак Мишулин после очередной заварушки пожимает плечами: «Стреляли!» Несомненно, общество должно быть благодарно Владимиру Яковлевичу за крепкое вживление в народные чаяния образов безвестных красноармейцев и знаменитых декабристов. За выдающиеся роли великолепных актеров, за мелодии, остающиеся на слуху у нескольких поколений. За народный миф и национальный дух, им питаемый, ибо режиссеры такого легендарного уровня есть бесценное достояние нации.

(Опубликовано в №216, апрель 2010)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться