Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Йосеф рассказал свои сны?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 11 декабря 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Йосефу приснился сон. Он рассказал его братьям, и те только сильнее возненавидели его.
(БЕРЕШИТ, 37:5)

[Вот что] он сказал им: «Послушайте, какой сон мне приснился!.
(БЕРЕШИТ, 37:6)

Вот вяжем мы снопы посреди поля, и вдруг мой сноп поднялся и стал прямо, а ваши снопы окружили мой сноп и поклонились ему».
(БЕРЕШИТ, 37:7)

Сказали ему братья: «[Значит, по желанию твоему], ты что же, царствовать будешь над нами, будешь нами править?» и возненавидели его еще больше — за его сны, и за его рассказы, [и за то, что приносил дурные известия отцу].
(БЕРЕШИТ, 37:8)

А Йосефу снова приснился сон, и он пересказал его братьям. «Вот, приснился мне еще сон, — сказал Йосеф, — будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне».
(БЕРЕШИТ, 37:9)

Когда он рассказал об этом сне отцу и братьям, [намеренно в их присутствии], то отец отругал его, [ чтобы успокоить сыновей ], сказав: «Что это за сон тебе приснился? неужели мы — я, и твоя мать, [которая уже умерла], и твои братья — придем и поклонимся тебе до земли?».
(БЕРЕШИТ, 37:10)

Братья [все равно] завидовали Йосефу, а отец, [однако], запомнил этот рассказ [и стал ждать, когда произойдет событие, которое Йосеф видел во сне].
(БЕРЕШИТ, 37:11)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Почему Йосеф пересказывал братьям свои сны, если знал, что братья его ненавидят? (стихи 5–11)

Рош: Согласно еврейскому закону, пророку запрещено утаивать данное ему пророчество (Санѓедрин, 89а). Йосеф, несмотря на возможные последствия, обязан был рассказать свой пророческий сон о том, что он будет править своими братьями.

Абарбанель: События, предсказанные во сне, реализуются только в соответствии с тем, как они интерпретируются (Брахот, 55б). Поскольку Йосеф знал, что братья ненавидят его, он хотел дать им возможность усмирить эту ненависть, позволив им самим растолковать его сны.

Сфорно: Йосеф был человеком незрелым, и этот шаг был неразумным с его стороны.

Радак: Он хотел еще сильнее разозлить братьев, чтобы они проявили ненависть к нему.

Хизкуни: Йосеф пытался этим показать, что братьям не нужно гневаться на отца за то, что для него он, Йосеф, — любимый сын: величие его было предопределено Богом, и пророческий сон это доказывает.

Шах аль ѓа-Тора: Если сон не связан с другими людьми, он не сбывается (Брахот, 55б). Поскольку Йосеф хотел, чтобы сон сбылся, он рассказал его братьям, и это с неотвратимостью заставило их ненавидеть его еще сильнее.

Ор ѓа-хаим: Йосеф хотел показать братьям, что ненавидеть его — неразумно, ибо однажды он окажется им нужен

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Почему Йосеф рассказал свои сны? (стихи 5–11)

Можно предположить, что в возрасте 17 лет Йосеф был чрезвычайно мудр. Раши пишет: «Все, чему Яаков научился в ешиве Шема и Эвера, он передал Йосефу» (стих 3). Почему же он рассказал братьям сон: «Вот вяжем мы снопы посреди поля, и вдруг мой сноп поднялся и стал прямо, а ваши снопы окружили мой сноп и поклонились ему» (стих 7), ведь он же знал, что братья его ненавидят!

Затем, увидев, что они «возненавидели его еще сильнее» (стих 8), Йосеф все равно стоит на своем и рассказывает братьям другой вызывающий сон: «Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились мне» (стих 9). Даже вслед за этим Йосеф не останавливается, рассказывает сон в третий раз, в присутствии отца и братьев. Какую цель он преследовал и преследовал ли какую-нибудь?

Кажется, Йосеф будто и не знает, что братья его ненавидят. Однако Раши отвергает эту точку зрения, комментируя стих 4: «Не могли с ним мирно разговаривать» — «Из предосудительного, (сказанного о них), выводим похвальное для них: они не лицемерили (не говорили одно, думая другое)». Отсюда мы ясно видим: согласно буквальному объяснению стиха Раши, Йосеф прекрасно знал о недобрых чувствах, которые питали к нему его братья. Почему же он стремился поведать им свои сны?

 

Объяснение

Когда Йосеф понял, что братья завидуют ему из-за того, что Яаков сшил для него особую одежду и научил мудрости Шема и Эвера, он стал думать, как можно ослабить ненависть братьев. Конечно, Йосеф не мог отрицать, что получил одежду, перенял отцовскую мудрость — все это неоспоримые факты, — но он постоянно искал возможность рассеять ненависть со стороны братьев. И когда ему приснился первый сон, его осенило: теперь у него есть идеальный способ успокоить их гнев, ибо он считал, что братья воспримут сон в прямом смысле, буквально.

Все сны, упомянутые в Торе вплоть до этого момента, сбывались буквально. Яакову приснились ангелы, и ангелы действительно сопровождали его (28:12, Раши там же). Позже ему приснилось, что умножились овцы (31:12) — именно так и произошло. Когда Авраѓаму приснилось, что его потомки отправятся в изгнание на 400 лет (15:12–13) — изгнание действительно состоялось, как пишет Раши (там же): отсчет 400 лет начался сразу после рождения Ицхака. Отсюда мы понимаем, что сны следует толковать буквально.

Йосеф полагал, что, когда он скажет братьям: «ваши снопы окружили мой сноп и поклонились ему» (стих 7), они поймут это буквально: его сноп будет и крепче, и больше, и ценнее, чем у них. Это рассеет их гнев, думал Йосеф, они поймут, что его превосходство над ними только в выращивании колосьев.

Но ненависть обычно мешает человеку мыслить рационально, и братья не восприняли сон буквально. Они поняли его в свете собственных предубеждений: «Ты что же, царствовать будешь над нами, будешь нами править?» (стих 8).

Когда Йосефу приснился второй сон, он преисполнился уверенности, что уж этот наверняка успокоит братьев. Второй сон еще яснее показывал, что у них нет никаких причин для ревности, так как образы в нем наглядно показывали, что Йосефу вообще не суждено иметь какое-либо физическое преимущество над братьями. «Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились мне» — это, по мнению Йосефа, означало, что ему кланяются звезды, представляющие мазалот (духовные отражения судеб) братьев (см. Раши к 15:5), но не сами братья!

Когда не сработал и этот план, Йосеф придумал иной: он расскажет сон братьям в присутствии Яакова, надеясь, что отец правильно им все растолкует. Опять не получилось — Яаков вдруг рассердился.

Как мы видим, Йосеф действительно преследовал определенную цель, рассказывая сны братьям. Он ожидал, что все воспримут их буквально, как и он сам. Тогда братья увидели бы: хотя Йосеф и любимый сын у отца, завидовать тут особо нечему.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Вайешев, 5734 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Выберите жизнь!

Еврейский путь состоит в том, чтобы беспрекословно исполнять Тору и мицвот, а затем уже пытаться узнать все, что вы захотите узнать о Торе и о мицвот. Но не следует делать свое человеческое понимание, не дай Бог, условием для исполнения Божьих заповедей

«Хумаш Коль Менахем»: Как мог Яаков жениться на двух сестрах?

Хотя из Торы ясно, что обманывать другого человека запрещено, в кодексе Ноаха этот запрет прямо не упоминается. На каком основании он был введен? Предположительно народы добавили к этому кодексу, состоящему из семи мицвот (заповедей), дополнительные запреты, ставшие общепризнанными и обретшие статус законов

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?

Когда еврей вовлечен в дела материального мира, он должен, выражаясь метафорически, посылать «ангелов» или «посланцев» — то есть использовать свое «шестое чувство», чтобы определить, могут ли его физические действия сыграть пагубную роль для его духовного здоровья; спрашивать себя: смогу ли я направить данное физическое стремление к более высокой цели? Но даже и в таком случае не следует вкладывать «душу» — свои чувства и способности — в физические материи