Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Аврам и Лот расстаются

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 30 октября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Ведь вся земля перед тобою [на выбор]! Давай ты отделишься от меня: если ты налево, я — направо[не слишком далеко, чтобы при необходимости тебя поддержать], а если ты направо, я — налево [тоже не слишком удаляясь]».
(БЕРЕШИТ, 13:9)

И Лот выбрал себе всю равнину Иордана — и двинулся с востока [на запад так они расстались друг с другом.
(БЕРЕШИТ, 13:11)

А жители Сдома были [сознательно] злы и преступны пред Господом.
(БЕРЕШИТ, 13:13)

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Искры хасидизма

Лот был нечестивым человеком. Его порочное поведение и привело к тому, что Авраѓам умолял: «Давай ты отделишься от меня» (стих 9). Когда они разошлись, Лот сказал: «Не нужны мне ни Авраѓам, ни его Бог» (см. комментарий Раши к стиху 11). Из всех мест Лот предпочел поселиться в Сдоме, жители которого были «злы и преступны пред Господом» (стих 13).

Возникает вопрос: почему вообще история Лота записана в разделе Лех-леха? Тема раздела — месирут нефеш (самопожертвование) и преданное служение Авраѓама Богу. Так почему же так важно читать о порочных действиях и неблагочестивых убеждениях Лота?

Тора рассказывает нам историю Лота, чтобы сообщить не о его нечестии как таковом, но, скорее, о степени влияния на него Авраѓама. Цель Авраѓама состояла в том, чтобы даже такой нечестивый человек, как Лот, начал ценить Бога и самоотверженно исполнял бы заповеди. Поэтому, даже когда возникла необходимость расстаться с Лотом, Авраѓам все равно собирался поддерживать с ним связь, говоря: «Где бы ты ни поселился, я не отдалюсь от тебя и буду служить тебе защитой и подмогой» (см. комментарий Раши к стиху 9).

Преданность Авраѓама Лоту была настолько сильна, что он был готов рисковать своей жизнью в войне против четырех царей, чтобы спасти Лота (см.  гл. 14). Именно это окончательно убедило Лота в величии Авраѓама и истинности его Бога.

Таким образом, мы находим, что, хотя Лот оставался нечестивым и жил в Сдоме, его до такой степени поразила готовность Авраѓама к самопожертвованию, что, когда его посетили гости, он тоже рисковал жизнью ради них (см. гл. 19).

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Лех-леха, 5750 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Последовательность праздников

Когда Рамбам стал кодифицировать законы о праздниках, то понял: обсуждая еврейский закон, уместно подчеркивать вторичную, а не первичную роль времени. Он рассудил, что текст, излагающий ѓалаху, должен делать акцент на человеческом факторе, на том, что требуется от человека, а с этой точки зрения время не первично, но в значительной степени вторично, поскольку основное внимание уделяется действи ям, которые необходимо совершить

«Хумаш Коль Менахем»: Дополнительная радость в Суккот

В Торе есть только заповедь: «Радуйся в твой праздник» (Дварим, 16:14), и она относится ко всем праздникам. Но раз Тора особенно выделяет радость в Суккот («Радуйтесь пред Господом, вашим Богом, семь дней»), значит, заповедь «Радуйся в твой праздник» (что актуально для всех праздников) в большей степени должна осуществляться на Суккот

«Хумаш Коль Менахем»: «Разверзлись все источники великой пучины»

Научно-техническая революция также имеет отношение к приходу Машиаха. Современные технологии позволили нам ощутить невообразимые явления, помогающие представить время, когда «увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Господа»