Слово раввина

Когда служение с радостью, и жизнь в радость

Берл Лазар 3 октября 2025
Поделиться

В жизни каждого верующего еврея огромное место занимает выполнение заповедей. Это неудивительно, Б‑г дал нам 613 заповедей, которые охватывают все сферы жизни — работу и отдых, будни, субботы и праздники, семейную жизнь и бизнес. Порой мне приходится слышать от людей, что еле‑еле хватает сил и времени, чтобы соблюсти все, что заповедано.

А между тем наши святые книги особо подчеркивают: исполнять заповеди надо не с напряжением, а с радостью. «Служите Б‑гу с радостью», — говорится в книге Теилим (100:2). А Тора в книге Дварим предупреждает, что наказание от Всевышнего приходит «за то, что не служил ты Б‑гу, Всесильному твоему, с радостью и с веселым сердцем» (28:47).

Казалось бы, человек все выполняет, верно служит Б‑гу — а Б‑г его наказывает!

Наши мудрецы объясняют, что просто «исполнять долг» — недостаточно. Рамбам, комментируя приведенную выше цитату из Торы, подчеркивает: «Служение с радостью есть величайшее служение». Если человек выполняет заповеди только потому, что он должен, то фактически он не служит Б‑гу, потому что не понимает важнейшего: Б‑г дал заповеди ради нашего блага, чтобы нам было хорошо. То есть не понимает, что Б‑г есть добро. Значит, не любит Б‑га!

Хасидизм идет еще дальше. Комментируя фразу из «Пиркей авот»: «Все дела твои во имя Небес», хасидские авторитеты объясняют: не только в исполнении заповедей, но и во всем, что мы делаем в жизни, есть элемент служения. Все, что мы делаем — работаем, едим, спим, — все это для Б‑га. А значит, все, что мы делаем, должно делаться с радостью.

Может возникнуть вопрос: какая же радость, если делаешь то, что должен? Ведь само понятие «должен» ограничивает свободу. На этот счет есть анекдот про еврея, который пришел к раввину и жалуется: «Такая тяжелая жизнь, столько в ней законов и запретов! Посмотришь на животных — прямо зависть берет: они‑то свободны и делают, что хотят!» А раввин ему на это: «Хочешь быть скотом — живи, как скот. А хочешь все‑таки оставаться человеком — будь добр, живи по‑человечески…»

От чего приходит радость? От каких наших дел? От таких, которые идут нам на пользу. А какие дела идут на пользу? Те, которые Б‑г хочет, чтобы мы совершали. И это не только заповеди, а все, что мы привыкли делать с детства, когда нас воспитывали родители. Все то, что называется «правильным поведением». Как только мы понимаем, что все это для нашей пользы, тут и приходит радость. И тогда мы выполняем заповеди, совершаем добрые поступки, помогаем близким — и не потому, что «надо», а потому, что сами этого хотим! И за такое наше радостное поведение Б‑г обязательно наградит.

Есть хасидская притча о двух братьях в одной из стран галута, которые по ложному доносу попали в тюрьму. Пришлось им сидеть в камере с неевреями, и некоторые из них были настроены весьма враждебно. Будущее наших евреев выглядело скверно.

Один из братьев принялся плакать, а другой ему говорит: «Не плачь, укрепись в своей вере в Г‑спода, и Он спасет нас от этой напасти».

Первый отвечает: «Я не оттого плачу, что оказался в тюрьме. Но смотри, в центре камеры — два ведра, служащие узникам для отправления естественных потребностей, и ведь я из‑за этого не могу учить Тору!» — « Почему не можешь?» — спрашивает брат. «Я же объясняю: есть закон Торы, что в местах, где лежат нечистоты, учиться запрещено!»

Брат его усмехнулся и говорит: «Вот видишь, оказывается, не только учить Тору — это служение Г‑споду. Здесь, в данный момент, ты следуешь воле Всевышнего и не учишь Тору. И тем самым тоже исполняешь Его заповедь! То есть не только те заповеди, которые доставляют удовольствие, надо исполнять с радостью, но и те, от которых удовольствия нет».

Взял он брата под руку и пустился с ним в пляс. Другие заключенные спрашивают: «Чего вы тут пляшете?» А они в ответ: «Радуемся, что здесь туалет предусмотрен!»

Тут и другие сокамерники присоединились к нашим братьям.

Поднялся такой шум, что начальник тюрьмы послал подчиненных разобраться. А когда ему объяснили, в чем дело, распорядился поскорее убрать ведра для испражнений из камеры.

А потом и в деле братьев разобрались, и вышли они на свободу.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благодарность дарит радость

Смысл таков: коль скоро речь идет о вещах материальных, надо быть благодарным Б‑гу за то, что есть, а не беспрестанно хотеть большего. Но постоянно благодарить Б‑га за то, что Он нам дает, необходимо не только из пожелания не стремиться к излишествам. Осознание простого факта, что мы реально получаем то, что нам нужно, и столько, сколько нужно, придает уверенности в жизни, понимание, что Б‑г поможет, если это будет необходимо, а в конечном счете дарует радость. А что ж такое счастливая жизнь, как не жизнь, наполненная радостью!

К Торе с любовью

Известна история о том, как учил рабби Акива — в самые тяжелые дни, когда римляне грозили смертью тем, кто изучал Тору. Друзья спрашивали его, как он соглашается рисковать жизнью. А он в ответ рассказывал басню о лисице, которая пригласила рыб выйти из моря и спрятаться от рыбаков у нее в норе. «Я понимаю, что в воде мне каждый день грозят рыбацкие сети, — отвечала рыба, — но если я выйду из воды, то сразу умру, без воды мне жизни нет». Так и Тора, объяснял рабби Акива, без нее жизнь для нас невозможна!

Быстрее, выше, дальше — в радостном служении Б‑гу

У Рамбама сказано, что мир и все, что в нем, создано из четырех первоматерий: огня, воздуха, воды и земли. Эти четыре начала есть в каждом человеке. Когда человек использует эти начала в позитиве: огонь как силу, а не как ярость, воздух как легкость, а не легковесность, воду как быстроту потока, а не застойность лужи, землю как могущество и основательность, а не леность и неподвижность, тогда к нему приходит радость от ощущения своих возможностей.