Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: «Благословение и проклятие…»

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 20 августа 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение или проклятие…»
(ДВАРИМ, 11:26)

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Напутствие

«Благословение и проклятие…» (стих 26)

Всевышний не хотел, чтобы душа ела «хлеб стыда» (имела «пропитание», данное безвозмездно, не заработанное ею). Поэтому Он дал человеку возможность служить Ему осмысленно, тяжелым трудом тела и души. Благодаря усилиям в аводе [служении Богу] мы обретаем способность «заработать у Бога» всевозможные блага…

Жизненные трудности — средства, с их помощью мы должны прийти к конечной цели — душа должна достичь того духовного уровня, которым когда-то обладала, прежде чем снизошла в тело: «Душа, которую Ты даровал мне, чиста» (слова утренней молитвы). Цель жизни состоит в том, чтобы душа обрела и превзошла уровень изначальной «чистоты», ибо один час тшувы [раскаяния] и добрых дел в этом мире стоит больше, чем вся жизнь в Грядущем мире.

И вы видите жизненные испытания, трагедии и трудности приближают нас к нашей цели, они часть Божественной системы, в которой тяжелый труд и усилия позволяют нам, ограниченным смертным существам, достигать высочайших уровней воздаяния благом — их можно заработать только осмысленным «трудом» и усилием. Из этого следует одно: нельзя допускать, чтобы трудности жизненных испытаний (или даже неудачи время от времени) перевешивали двойную радость от того, что мы и дети Бога, и восприемники Его обетования: «Твой народ все праведники» (Йешаяѓу, 60:21).

(Отрывок из письма Ребе.)

 

Искры хасидизма

Как может Бог, Источник добра, посылать проклятие (стих 26)? Разве нас не учат: «С небес не исходит никакое зло» (Берешит раба, 51:3)?

В действительности Бог вообще не посылает проклятий — «с небес» посылают только благословения. Проблема «внизу», в нашей способности эти благословения получать. Если человек — неподходящий сосуд для дарованного Богом блага, он не сможет вместить Божьи благословения. В результате после нисходящего пути через духовные миры благословение будет получено так, что в наших глазах будет выглядеть как проклятие (см. Шла, Реэ, 374б).

По крайней мере, таковым оно предстает в одухотворенные минуты изгнания. Онкелос, написавший свой труд во время Вавилонского изгнания, интерпретировал слово קְללָהָ как «проклятие» (см. «Обсуждение классических вопросов»). Однако Таргум Йонатан был написан в Земле Израиля во времена Храма, когда даже средний человек мог легко понять, что «с небес не исходит никакое зло» — и там слово קְללָהָ переведено как «замена» (חיִלוּפּאָ): благословения Богу могут быть «замещены» чем-то иным.

Это также объясняет, почему в мессианскую эру мы не только простим Богу страдания, испытанные нами в изгнании, но и будем благодарить Его (см. Йешаяѓу, 12:1), ибо тогда станет очевидным, что фактически Божьи «проклятия» были скрытыми благословениями.

(На основе Ликутей сихот. Т. 19. С. 133 и далее; Т. 4. С. 1091.)

 

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Говорящая ослица Бильама

Чтобы Бильам увидел «ангела Господня» днем, во время пути, Всевышнему пришлось изменить саму природу пророческого дара. Это было большим чудом, нежели изменение природы животного. И Бог, пытаясь сподвигнуть Бильама на покаяние, сначала совершил для него меньшее чудо, а когда покаяния не случилось, перешел к большему — желая «удержать его от греха, чтобы он не погиб из-за собственных грехов»

«Хумаш Коль Менахем»: Просьбы Моше

Моше понимал, что заслуг у него много, но также осознавал, что его заслуги никакой реальной ценности для Бога не представляют. Напротив, Моше не считал себя достойным войти в Землю Израиля, поскольку в своем великом смирении чувствовал: его заслуги по-настоящему ничего не стоят. Следовательно, его просьба к Богу была вовсе не молитвой, но просьбой о «незаслуженном даре»

«Хумаш Коль Менахем»: «По великой и страшной пустыне…»

Блуждание по пустыне перед тем, как войти в Землю Израиля, — «по великой и страшной пустыне, где водятся ядовитые змеи и скорпионы, где сплошная сушь и нет воды» — сравнимо с нынешним изгнанием, предшествующим окончательному Избавлению. Чтобы устранить все эти симптомы, нам нужно обратиться к первопричине: еврей должен гордиться величием Торы, а не кажущимся «величием» своего нееврейского светского окружения