Резонанс

«Не обменивайте меня»: моральный раскол в самом сердце Израиля

Подготовил Александр Ицкович 19 августа 2025
Поделиться

Израиль сегодня живет в той реальности, в которой война не только идет против врага, но происходит внутри страны, прямо по судьбам людей и семей. Давид Тарагин в статье для The Algemeiner рисует трагическую картину выбора между двумя непримиримыми моральными обязательствами: необходимостью вернуть каждого похищенного — и при этом не поощрять террор уступками. И это не обычная дилемма политиков и военных, а раскол, проходящий через семьи, через молитвы, через армейское братство.

В самом центре этой боли — письма солдат своим родителям, в которых они просят: если меня захватят — не обменивайте, не отдавайте убийц, чтобы вернуть меня.

И это не вызов, не героизм, не поза, а предельное выражение лояльности своему народу и тревоги за его будущее.

Подобная просьба стала молчаливым ритуалом среди бойцов ЦАХАЛа, участвующих в боях в Газе. Она рождается из осознания того, что каждое освобождение заложника сопровождается освобождением десятков, а иногда даже сотен палестинских заключенных, среди которых не просто идеологические фанатики, но и те, кто уже убивал.

Освобожденный заложник Ор Леви в медицинском центре «Шиба» в Рамат‑Гане. 8 февраля 2025

За 140 освобожденных заложников Израиль заплатил более чем 2 тыс. заключенных. Это соотношение невыносимо. Оно дает надежду семьям — и одновременно вдохновляет террористов на новые похищения. И в этом нет ничего абстрактного, отвлеченного от реальности: бойцы, которые пишут своим родителям, понимают, что их тела или их имена могут стать частью следующего списка.

Один из таких солдат — резервист Авишай, получивший ранение в танковом бою, но вернувшийся на передовую. Он говорит: «Я бы с радостью отдал жизнь за любого из заложников. Но война не должна быть только про заложников».

Он хоронит друзей, погибших начиная с 7 октября. И задает вопрос, который взрывает общественное мнение: а где их голос? Почему память о погибших должна уступать шантажу убийц?

И Авишай не одинок. Хотя большинство израильтян, согласно опросам, поддерживают освобождение заложников любой ценой, растет число тех, кто считает цену неприемлемой. Это не равнодушие, а попытка защитить общество от разрушения моральных опор.

Дебаты на эту тему стали буквально сердцем израильской повседневности. На улицах проходят митинги в поддержку семей заложников, а в правительстве — споры о недопустимости очередных уступок. Национальная травма лишь усугубляется от видео, публикуемых ХАМАСом. Вот кадры: изможденный Эвьятар Давид копает себе могилу, плача в камеру. Это не просто жестокость, это методичная, холодная эксплуатация сострадания, превращенного в инструмент давления. Каждое такое видео — нож в сердце нации. И это действенно, потому что общество не может отвернуться от своих детей. Израиль — та страна, в которой фраза «своих не бросаем» демонстрирует суть договора между государством и народом.

Однако сам же этот договор разрывает души. Группа Tikvah Forum, основанная родителями похищенных, требует не уступок, а победы. Они утверждают: пока ХАМАС верит, что может выжить, он никого не отпустит. Победа — не месть, а единственный шанс спасти тех, кто еще жив.

В их голосе звучит усталость и вера одновременно. «Я хочу, чтобы ХАМАС сам сказал: забирайте всех — мы побеждены», — говорит Рики Барух, чей родственник умер в плену.

Но время идет. А узел боли затягивается с каждым днем все туже.

Министр Итамар Бен‑Гвир угрожает выйти из коалиции, если будет подписана новая сделка об освобождении палестинских заключенных. Он заявляет: «Я предотвращаю катастрофическую сделку, чтобы смерть сотен солдат не была напрасной».

В этом заявлении сформулирована позиция силы и политического расчета. Ей противостоит позиция сострадания, гуманности и тревоги: «Мы не можем жить, зная, что оставили своих». Сторонники сделок напоминают: Израиль — единственная страна в регионе, где человеческая жизнь понимается как абсолютная ценность, и это должно оставаться неизменным.

Но где граница между гуманностью и саморазрушением? История Израиля напоминает о множестве подобных моментов. В 2011 году за одного солдата — Гилада Шалита — Израиль освободил более 1 тыс. заключенных, среди которых был и Яхья Синвар, организатор бойни 7 октября. Тогда тоже спорили, тоже молчали мертвые, а говорили живые. Сегодня все повторяется, но с гораздо большей тяжестью, потому что теперь мы знаем, чем может закончиться один такой обмен.

Гилад Шалит приветствует премьер‑министра Израиля Биньямина Нетаньяху после сделки по обмену пленными. Октябрь 2011

Авишай говорит, что еще в 2012 году попросил родителей не менять его на террористов. Он знает: армейский протокол требует иногда уничтожить точку захвата, чтобы не допустить похищения. И говорит: «Я хочу, чтобы со мной поступили именно так». Как признается его отец, это невыносимый выбор: «Как отец я горжусь им. Но не знаю, как поступил бы сам, если бы довелось…»

Такова реальность Израиля, страны, где невозможно выбрать и где каждый выбор — испытание не только стратегии, но и совести. Израиль не может позволить себе быть безжалостным — и не может позволить себе быть наивным. А значит, снова должен выбирать: кого спасти, какой ценой и как остаться самим собой — не только победив, но и сохранив душу.

В этом, как сказал бы Бен‑Гурион, не только искусство строить еврейское государство. В этом миссия: суметь его сохранить.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться