Германия вернула наследникам еврейской предпринимательницы Греты Кляйн картину, конфискованную нацистами после аншлюса
Германия официально вернула потомкам Греты Кляйн картину «Первая выездка Ханзеля (Дети возвращаются домой)» австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера, конфискованную в результате нацистских репрессий в Австрии в 1938 году. Об этом 29 июля сообщило Министерство культуры ФРГ.
Министр по делам культуры Вольфрам Ваймер заявил: «Каждая реституция — это важный шаг в исполнении исторической ответственности Германии за преступления нацистской эпохи. Возврат этой работы означает признание судьбы Греты Кляйн, вынужденной бежать от нацизма и утратившей всё. Мы твёрдо привержены выполнению Вашингтонских принципов».
Директор федеральной службы по управлению художественным имуществом доктор Кристоф Фаден добавил: «Осмысление культурного наследия Третьего рейха — неотъемлемая часть памяти о жертвах нацистской тирании. Эта реституция подчёркивает важность проверок происхождения предметов искусства. Особую благодарность выражаю исследователям провенанса».
Потомки Греты Кляйн, семья которой была рассеяна по пяти континентам, поблагодарили власти Германии за возвращение работы из коллекции их бабушки и назвали это «существенным шагом в преодолении последствий нацистского грабежа».
Грета Кляйн (урождённая Фишер, 1884–1962) и её муж Карл Кляйн (1879–1955) жили в Мёдлинге и Вене. После аншлюса Австрии нацисты закрыли обувную фабрику Кляйнов 1 января 1939 года, а предприятие было передано «арийскому» сотруднику. В феврале того же года супруги были вынуждены продать драгоценности и серебро. В декабре 1939 года они бежали в Палестину. Вся их собственность, включая виллу с коллекцией произведений искусства и предметов еврейского быта, была конфискована в пользу рейха. Коллекция включала не менее 35 картин, в том числе работы Фридриха Гауэрмана. До сегодняшнего дня большая часть этих произведений остаётся утраченной.
Провенанс картины «Первая выездка Ханзеля» был установлен исследователем Грегором Дернтлем при участии доктора Якоба Айслера. Выяснилось, что картина была приобретена антикваром Марией Альмас-Дитрих, поставлявшей произведения в проект «Особое задание Линц» — личную художественную коллекцию Адольфа Гитлера. Хотя точная дата сделки не установлена, известно, что к декабрю 1938 года картина уже находилась в распоряжении Третьего рейха.
Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793–1865) — один из ключевых представителей австрийской жанровой и пейзажной живописи XIX века. В рамках «линцского проекта» было приобретено более 60 его работ.
После войны картина была инвентаризирована под номером 1740 и с 1960 года хранилась в фонде федеральной собственности, как актив бывшего рейха. До последнего времени она экспонировалась в музее Висбадена, где и была официально передана наследникам Кляйн.
