Новости

Израиль пересматривает зависимость от иностранных поставщиков для дозаправки самолётов после кампании против Ирана

21 июля, 10:00 военные технологии, Израиль
Поделиться

После недавней воздушной операции против Ирана ВВС Израиля настаивают на срочной закупке ещё двух американских самолётов KC-46, однако государственная компания Israel Aerospace Industries (IAI) выступает с альтернативным предложением: переоборудовать бывшие в эксплуатации Boeing 767 на израильских мощностях. Стоимость всей программы может превысить 10 миллиардов шекелей.

KC-46 уже был заказан Израилем три года назад: четыре борта на сумму около $930 миллионов должны начать поступать в первой половине 2026 года. Согласно соглашению с США, Израиль может приобрести до восьми таких машин. Это позволит полностью заменить шесть старых самолётов «Рам» — переделанных Boeing 707, созданных IAI ещё десятилетия назад.

«Рамы» сыграли решающую роль в 12-дневной войне против Ирана в июне: они обеспечили сотни дозаправок на дистанции более 2000 км, позволив израильским истребителям вести непрерывные боевые действия в удалённой зоне. Однако ВВС и Минобороны считают, что настал момент модернизировать всю систему дозаправки и рассматривают расширение парка до 12 самолётов.

IAI предупреждает: если Израиль полностью перейдёт на KC-46, компания может утратить накопленные за десятилетия стратегические компетенции. В компании подчёркивают, что они могут переоборудовать 767 до уровня, полностью сопоставимого с KC-46, не требуя даже изменения инфраструктуры. В качестве примера приводят борт «Крыло Сиона» — государственный самолёт премьера и президента, также переоборудованный из 767 силами IAI.

Однако IAI не может конкурировать за американские военные гранты: KC-46 финансируется в рамках $3,8-миллиардной ежегодной военной помощи США, которая должна расходоваться исключительно на закупки у американских подрядчиков. Вариант IAI придётся оплачивать из шекельного бюджета, который уже испытывает напряжение из-за военных закупок, связанных с октябрьской войной.

Две недели назад министр обороны Исраэль Кац побывал на объекте IAI, где ему представили обновлённое предложение. В то же время в Неватиме американцы уже строят ангары для KC-46.

В IAI надеются, что новая политика «промышленной независимости», утверждённая в период войны бывшим гендиректором Минобороны Эялем Замиром и поддержанная нынешним начальником Генштаба Амиром Барамом, позволит пересмотреть старые решения. Под эту политику Минобороны уже передало израильским верфям контракт на 2,4 млрд шекелей и другие заказы.

IAI утверждает, что способно предложить самолёты по более низкой цене, чем $230 млн за один KC-46, но итоговая сумма будет зависеть от рыночной стоимости подержанных 767. При этом эксперты из IAI подчёркивают: «Любая новая программа должна гарантировать ВВС максимальную оперативную свободу без риска политического давления, которое может ограничить возможности дальнего удара по противнику».

Тем временем компания празднует успешный запуск собственного спутника «Дрор-1» с ракеты SpaceX. Его разработка и производство обошлись государству в 200 млн долларов и стали ответом на кризис в спутниковой отрасли после провала запуска Amos-6. В рамках той же политики независимости теперь каждые пять лет Израиль должен запускать новый национальный спутник — и уже в ближайшие месяцы начнутся обсуждения проекта «Дрор-2».

Минобороны Израиля пока не дало официального ответа на инициативу IAI.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции