Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 17 февраля 2025
Поделиться

Студенты ешивы должны посвятить себя изучению Торы, не думая о том, как они будут зарабатывать

Во время одного из предыдущих хасидских застолий было сказано, что студенты ешивы Ребе говорил в первую очередь о студентах любавичской ешивы «Томхей тмимим».
должны посвятить себя изучению Торы, не думая о том, как они будут зарабатывать. Подобные расчеты имеют своим источником дурное начало. В ходе последующего обсуждения мне довелось услышать, что, дескать, меня не волнует материальное благополучие ешиботников и я пекусь лишь о том, чтобы те были достаточно учеными и богобоязненными.

Я хочу, чтобы всем было предельно ясно, что это совершенно не так! Я забочусь и беспокоюсь о материальном благополучии каждого студента, а также обо всех мелочах, касающихся их дальнейшего материального устройства.

Мой уважаемый тесть рабби Йосеф‑Ицхак заботился в прошлом и продолжает заботиться сегодня После своей кончины, пребывая в высших мирах.
обо всех нуждах каждого студента. В частности, он стремится найти каждому студенту невесту и пропитание — я имею в виду достойный заработок.

Рабби Йосеф‑Ицхак говорил: в здоровом теле — здоровый дух; нужно быть физически здоровым и крепким, чтобы сохранить сильный дух. Тем не менее он ожидал, что, до тех пор пока молодой человек считает своим домом ешиву, его не должно волновать, чем и как впоследствии он будет зарабатывать на жизнь.

Поэтому, во избежание возможных ошибок, повторюсь: мне, безусловно, очень важно, как каждый из студентов ешивы устроится в материальном плане. В то же время не стоит забывать слова мудрецов, что пропитание на следующий год устанавливается для каждого в Рош а‑Шана См. Бейца, 16а: «Учил рав Тахлифа, брат Равная из Хозы: “От Рош а‑Шана до Йом Кипура отмеряются все доходы человека на год, кроме того, что он потратит на субботы, праздничные дни и обучение сыновей Торе: потратит мало — прибавят мало, потратит много — прибавят много”».
. Пропитание — это не то, что мы зарабатываем своими усилиями, но то, что дает нам Святой, благословен Он. Народы мира подчинены законам природы, однако то, как Всевышний поступает с еврейским народом, превосходит естественный порядок вещей. Когда речь идет о евреях, тем более о хасидах и особенно о студентах ешив, материальное благосостояние каждого из них распределяется свыше соразмерно их усилиям, затраченным на изучение Торы. Соответственно, думать о будущих заработках во время занятий Торой для ешиботников непродуктивно. Ибо, если они полностью посвятят себя изучению Торы и служению Всевышнему, то со временем они получат хороший достаток и им не будет нужды тратить свое время на беспокойство, лишь отвлекающее от служения Творцу.

Дай Б‑г, чтобы «много замыслов» Мишлей, 19:21.
каждого из нас рассеялись, как дым, и все мы смогли исполнить свое жизненное предназначение со спокойной душой, в соответствии со словами псалма: «Служите Г‑споду в радости» Теилим, 100:2.
.

(Торат Менахем. Итваадуйот.
5712 (1952). Т. 7. С. 335)

Ученики ешивы в Бней‑Браке

У людей нет недостатка в пропитании — им не хватает веры

Сказано в стихе: «И народ твой, все праведники» Йешаяу, 60:21.
. О ком это говорится? В «Зоаре» приведено: «Каждого, кто обрезан, называют праведником» Зоар, II, 23a.
.

Соответственно, говорит рабби Шмуэль в одном из своих эссе Сефер а‑маамарим, 5626 (1866). С. 168–170.
, обещание «Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться» Теилим, 55:23. относится ко всем евреям, которых называют праведниками, поскольку они обрезаны. Почему же тогда мы видим так много евреев, пребывающих в бедственном финансовом положении? Почему они не получают всего, в чем нуждаются?

На этот вопрос рабби Шмуэль отвечал так: «У людей нет недостатка в пропитании — им не хватает веры». Каждый человек получает пропитание, поскольку Всевышний «не даст праведнику поколебаться». Однако из‑за маловерия человек иногда отвергает этот дар. Ибо если бы он полагался на Всевышнего, то зарабатывал бы гораздо больше и увидел бы исполнение сказанного в псалме: «Возложи на Г‑спода бремя твое, и Он поддержит тебя» Там же.
.

Блага, которые текут в наш мир благодаря моему достопочтенному тестю, текли сюда не только в те дни, когда его душа пребывала в теле и каждый мог видеть его своими глазами. Они продолжают течь и сейчас, когда его нельзя увидеть. Более того, после его кончины этот поток стал еще мощнее, поскольку исчезли все ограничения, связанные с плотью. Я говорю не только о духовных, но и о материальных благах.

Рассмотрим эту идею подробнее.

Учреждения, связанные с именем Ребе, должны действовать широко, как сказано: «И ходить буду на просторе» Теилим, 119:45.
. В свете этого наши мудрецы заверяли тех, кто планирует грядущие расходы на субботы и праздники: «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: “Дети мои, возьмите взаймы, положившись на Меня, и освятите этот день, и доверьтесь Мне, а Я уплачу [ваш долг]”» Бейца, 15б.
. Именно этого принципа должно придерживаться руководство ешивы — «ходить на просторе», то есть щедро расходовать средства в соответствии с потребностями студентов, полагаясь на то, что Всевышний оплатит этот долг сполна.

Поэтому, когда появляется потенциальный ученик, его нужно немедленно принять, не думая о том, где взять деньги, чтобы заплатить за что‑то другое. Даже если бухгалтер предупреждает, что баланс не сходится, это не повод для паники. Все равно нужно «ходить на просторе», не считаясь с расходами, и тогда Всевышний исполнит Свое обещание и оплатит все расходы.

Если нужно приобрести дополнительное здание — выписывайте чек на четырехзначную или даже пятизначную сумму, и Ребе его покроет. Такие вещи уже случались. Люди видели, что, когда они поступали так, как сказано выше, они преуспевали. И я вовсе не говорю, что рабби Шнеерсон покрывал чеки в духовном смысле, — нет, в сугубо материальном! Ибо, как не раз было сказано, нельзя выполнить заповедь благотворительности с помощью духовного золота и серебра, то есть любви к Б‑гу и богобоязненности. Для этого необходимы настоящие, материальные серебро и золото. И не в конце времен, а через два дня — до того, как в понедельник откроется банк.

И когда речь идет о личных делах, нужно следовать тому же принципу, укрепляя в себе веру и упование. Иными словами, и здесь следует «ходить на просторе». Или, как сказано в другом месте, «широко раскрой рот свой, и Я наполню его Теилим, 81:11.
.

Что стоит за этим подходом?

Евреи используют материальные предметы в священных целях и таким образом превращают их в Б‑жественные сосуды. Рамбам выразил эту идею такими словами: «Как узнают знатока Торы по мудрости и чертам характера, отличающим его от остальных людей, — так же должен он быть узнаваем и в повседневных делах: еде, питье, интимной жизни, отправлении надобностей, разговоре, походке, манере одеваться, ведении хозяйства, торговле. Все его поступки приятны и упорядочены в высшей степени» Мишне Тора, Законы о чертах характера, 5:1.
. Итак, Рамбам перечисляет десять видов деятельности, соответствующих десяти сфирот. Эти виды деятельности параллельны также десяти силам души, происходящим из этих сфирот, от которых они «спускаются вниз» Танья, 3: «Каждый из трех вышеуказанных видов и ступеней деления души: нефеш, руах и нешама — заключает в себе десять сил, соответствующих десяти высшим сфирот, от которых они спустились вниз».
. И некоторые виды деятельности из упомянутого перечня имеют самое непосредственное отношение к теме заработка.

Как уже говорилось, когда речь идет о таких вещах, как расходы на субботы, праздники и обучение Торе, «сказал Святой, благословен Он, Израилю: дети Мои, возьмите взаймы, положившись на Меня». Соответственно, еврей может руководствоваться этим принципом и в тех случаях, когда дело касается пропитания, поскольку его мирские дела также являются Б‑жественным сосудом. Иначе говоря, каждый еврей способен превратить любую часть своего быта в подобие субботы и праздников!

Разумеется, на том уровне, на котором находится обычный человек, его желание получить те или иные материальные блага, чтобы использовать их для достижения духовных целей, является не вполне искренним. Нам свойственно желать материального ради материального. Тем не менее упомянутая выше способность все равно существует.

Всем нам хорошо знаком следующий мидраш: «Когда Святой, благословен Он, начинал творить человека, ангелы служения собрались в группы и содружества, некоторые из них говорили: “Да будет сотворен”; а некоторые говорили: “Да не будет сотворен”. Воскликнуло Милосердие: “Да будет сотворен, ибо он станет творить дела милосердные”; а Истина сказала: “Да не будет сотворен, ибо весь он — ложь”» Берешит раба, 8:5. . В своем «Письме о низкой душе» рабби Шнеур‑Залман отмечает, что, даже если человек не совсем искренен, так что истина имеет полное право сказать «Да не будет сотворен», — Милосердие все равно провозглашает: «Да будет сотворен».

Как я слышал от хасидов, в Любавичах говорили, что это письмо было написано по следам следующих событий. В другом письме рабби Шнеур Залман упрекает своих хасидов, что те решили «взять себе за правило обращаться к наставникам по житейским вопросам и выяснять, как поступить в той или иной жизненной ситуации» «Священное послание», 22. . Несмотря на упреки, хасиды продолжали советоваться с ним по самым разнообразным вопросам. Именно на это рабби Шнеур‑Залман отреагировал в своем послании. Поскольку, в случае с «низкой» душой, ее связь с наставником является материальной, блага, которые она получает от наставника, тоже материальны.

(Торат Менахем. Итваадуйот. 5712 (1952). Т. 9. С. 125)

Коробки для цдаки. Начало XX века

Как набраться смелости обратиться к Всевышнему?

Когда человек просит Всевышнего удовлетворить какую‑то конкретную просьбу, возникает вопрос: поскольку Всевышний никому ничего не должен — ведь никто не может оказать Ему услугу, за которую Он должен будет «расплачиваться», — как мы можем осмелиться обращаться к Нему с просьбами?

Чтобы решиться на такой шаг, необходимо подать милостыню незнакомцу, которого вы никогда прежде не видели, который ничего для вас не сделал и который никогда не вернет полученное. Тем не менее следует обеспечить этого человека всем необходимым, без всяких расчетов и условий.

Поступив таким образом, мы обретаем смелость обратиться к Святому, благословен Он, с такими словами: «Смотри, даже такой маленький человек, как я, отдал свои деньги, заработанные тяжелым трудом, деньги, которыми я мог бы распорядиться по своему усмотрению, незнакомцу в нищенских лохмотьях, которого я никогда прежде не видел и от которого никогда ничего не получу взамен. Так что и Ты, Г‑споди, тем более можешь дать мне все необходимое, без всяких условий и расчетов!»

(В этот момент Ребе сделал паузу, повернулся к одному из присутствующих, обещавшему сделать пожертвование, но с определенным условием, и сказал ему, что тот должен пожертвовать обещанную сумму без всяких условий.)

(Торат Менахем. Т. 15. С. 20–21)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Йосеф находился на уровне, именуемом «окружающий все миры». Людям, стоящим на столь высокой ступени духовного развития, нет нужды в естественных «сосудах», и потому от них ожидается принципиально иное упование, подразумевающее полное пренебрежение законами природы

Всё в руках Небес

Уповать на Б-га означает быть уверенным и глубоко убежденным в том, что Он поможет преодолеть любые жизненные трудности, как духовные, так и материальные, ибо Он — «свет мой и спасение мое». Соответственно, каждый мужчина и каждая женщина смогут исполнить свое предназначение в этом мире и сделают это с величайшей радостью, если осознают, что сам Всевышний избрал их быть Его посланниками в этом мире, построить Ему «жилище в нижних». Более того, у них есть Его гарантия, что они справятся с этой задачей и что Он будет им светом, помощью и поддержкой