Слово раввина

К жизни, полной любви

Берл Лазар 25 декабря 2024
Поделиться

В самом первом своем выступлении в качестве главы Хабада наш Ребе говорил о трех видах любви, которые, в различных сочетаниях, делают нашу жизнь наполненной и счастливой. Это любовь к Б‑гу, любовь к Торе и любовь к человеку. Ребе особо подчеркивал, что эти разные виды любви не являются иерархической структурой — что‑то выше, что‑то ниже, что‑то вначале, что‑то под конец. И нам надо двигаться по максимуму во всех трех направлениях одновременно, если мы хотим добра себе и миру.

Тему любви к человеку — к ближнему — мы обсуждали не раз. Но теперь настало время пойти дальше и рассмотреть три заповеди любви, чтобы осознать неразрывную связь между ними. Да, не только любовь к ближнему является заповедью Г‑сподней, но и любовь к Б‑гу, и любовь к Торе.

Что касается любви к Б‑гу — эта заповедь содержится в книге Дварим (6:5): «Люби Б‑га Всесильного твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим». Она стала частью нашей ежедневной молитвы «Шма Исраэль».

Но не следует думать, что, произнося эту молитву, мы исполняем тем самым заповедь любви к Б‑гу. Книга «Хинух», разъясняющая заповеди Торы, подчеркивает, что эту заповедь «надо исполнять непрерывно», а не раз в день, совершая молитву.

Теологичсекие дебаты. Эдуард Франкфорт. 1900

Члены общины нередко задают мне вопрос: а как следует любить Б‑га? Понятно, что нужно быть Ему благодарными за то, что дал нам жизнь в этом мире, дал нам мир, в котором можно жить… Но благодарность — это еще не любовь, в лучшем случае это небольшая часть любви. Как любить Б‑га, если мы Его не видим, не ощущаем?

Обратимся к нашим мудрецам. Вот что пишет Рамбам в «Мишне Тора»: «Когда человек вдумчиво рассматривает чудесные и великие творения и создания Его, видит в них проявления безграничной, необъятной мудрости — тут же охватывает его любовь, и он восславляет и возвеличивает Его и загорается желанием познать Б‑га великого». Далее приводится цитата из Теилим: «Жаждет душа моя Б‑га, Б‑га живого» (42:3). Можно сюда же присовокупить еще и Теилим (92:5): «Ибо возвеселил Ты меня, Б‑г, Своими свершениями — деяния рук Твоих воспою». И Теилим (104:24): «Мудростью всех их содеял, надо всем, чем полна земля, Ты хозяин». И немало других стихов из святых книг.

Короче, чтобы любить Б‑га, надо постоянно думать о Б‑ге, о Его величии, о Его бесчисленных дарах человеческому роду. Собственно, так мы можем полюбить и человека — не зная его лично, но уважая его дела, испытывая благодарность за то, что он для нас сделал.

В пробуждении любви к Б‑гу состоит одна из главных задач хасидизма — учения, призванного дать понимание того, Кто есть Б‑г, где Б‑г в нашей жизни и где Он в нас самих, в нашей душе. То есть сначала понять то, что вовне, а после уже почувствовать то, что внутри. Как сказано: «И будут слова эти, которые я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем» (Дварим, 6:6).

Понимание дел Б‑жьих — необходимое условие любви к Б‑гу, учит Рамбам. А для понимания надо учить Тору, заниматься наукой, получать широкое образование. Недаром образованность всегда была и остается для нашего народа высшей ценностью. Не только и не столько для того, чтобы хорошо устроиться в обществе, сколько затем, чтобы глубже познать мир Б‑жий и наше место в нем, приносить пользу миру и людям, правильно служить небесному Отцу.

Изучение Торы в школе для подготовки раввинов

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.

Известна притча Бааль‑Шем‑Това о царе, который окружил свой дворец высокими стенами, а затем объявил: «Кто сможет попасть ко мне, станет моим министром и моим зятем». Многие люди отказались идти к царю из страха: ведь за внешними стенами водились львы и тигры, змеи и скорпионы. Других страх не останавливал, но за внешними стенами существовали внутренние, где царские слуги раздавали смельчакам всякие богатства, и они уже не шли дальше: получали мешок золота, и хватит с них. И лишь один не испугался опасностей и не прельстился на подарки: он преодолел все стены и стал правой рукой царя. Смысл притчи очевиден: истинная любовь всегда не ради себя, а ради того, кого любишь. Любишь Б‑га — идешь к Б‑гу, не ведая преград, преодолевая препятствия. Только так мы в полной мере выполняем заповедь.

Необходимым условием любви к Б‑гу является искреннее желание делать то, что Ему приятно. Как сказано: «Люби то, что Он любит». Здесь неразрывная связь любви к Б‑гу с заповедями любви к ближнему и любви к Торе. Об этой последней заповеди поговорим в следующий раз.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Хасид Мендл Футерфас был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.

Любовь — и только любовь

Давайте обратимся к Торе. К самой главной заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Где вы найдете самых близких «ближних»? В семье. Семья — это любовь, люди вступают в брак потому, что любят друг друга и хотят проявлять эту любовь. А проявлять любовь — значит в своем поведении поставить во главу угла не правоту, не целесообразность, а интересы любимого человека.