Количество стартапов в Израиле снизилось, а в секторе высоких технологий наиболее успешно привлекают новые средства предприятия, связанные с кибербезопасностью
Избегайте чрезмерного оптимизма — это главный вывод из специального отчета по высоким технологиям за 2024 год, опубликованного 23 декабря Институтом RISE под руководством Юджина Канделя, пишет журналистка «Calcalist» Софи Шульман.
«Инвестиции в стартапы стабилизируются на относительно низком уровне в 2–2,5 млрд долларов в квартал, в то время как число активных инвесторов продолжает снижаться, а данные по занятости сигнализируют о длительной стагнации численности рабочей силы в сфере высоких технологий. Кроме того, в 2024 году появилась новая тенденция: централизация в пользу сектора кибербезопасности», — пояснили авторы отчета.
На первый взгляд, общая картина 2024 года в сфере высоких технологий выглядит неплохо, особенно с учетом продолжающейся войны. Привлеченный капитал достиг 9,7 млрд долларов, что выше 8,7 млрд долларов в 2023 году. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта цифра, скорее всего, приблизится к 10 млрд долларов, поскольку многие компании сегодня избегают сообщать о своих первоначальных раундах финансирования.
Тенденция в Израиле совпадает с тенденциями в США за последний год и даже превосходит Европу, где финансирование стартапов сократилось. Однако цифры показывают сильный перекос в сторону очень крупных раундов финансирования, в которых в основном доминируют компании по кибербезопасности. Десять крупнейших инвестиционных раундов составили треть всего привлеченного капитала, при этом 42% от общего объема финансирования поступило в компании по кибербезопасности.
Фактически, весь разрыв в 1 миллиард долларов между 2023 и 2024 годами можно отнести к огромному раунду финансирования в 1 миллиард долларов, проведенному гигантом кибербезопасности WIZ, который был оценен в 12 миллиардов долларов.
В отчете RISE также выделяется раунд финансирования в 1 миллиард долларов для компании SAFE, занимающейся искусственным интеллектом, основанной израильтянином Ильей Суцкевером. Однако в отчете поясняется, что SAFE — это не израильская компания, а компания с офисами в Израиле, что контрастирует с решением «IVC Research» включить это финансирование в свой отчет за третий квартал.
RISE выражает серьезную обеспокоенность по поводу продолжающегося снижения количества раундов финансирования, тенденции, которая предполагает, что в Израиле создается меньше новых стартапов. Также наблюдается заметное снижение активности иностранных инвесторов: общее количество раундов в 2024 году достигло всего 1087 — пятилетнего минимума.
Участие иностранных инвесторов в Израиле сократилось в этом году на 16%. Однако остается неясным, является ли это снижение результатом преднамеренного решения избегать инвестирования в Израиль или же вызвано проблемами, с которыми сталкиваются сами фонды, которые в последние годы испытывают трудности с получением нового капитала.
Очевидно, что инвесторы из Европы и Азии становятся менее активными в Израиле, при этом 80% иностранных инвесторов в настоящее время происходят из США. RISE провел анализ 20 наиболее активных фондов, чтобы выделить роль ограничений вложения капитала, и обнаружил, что некоторые фонды избегали инвестирования в Израиль в течение последнего года. Из этих фондов, среди которых такие известные имена, как «Andreessen Horowitz», «Sequoia» и «General Catalyst», 15 ранее инвестировали в Израиль, но только 8 сделали инвестиции в 2024 году.
Интересно, что «Sequoia», один из крупнейших в мире венчурных фондов, значительно увеличил свою активность в Израиле, даже вновь открыв свой местный офис. «Sequoia» также является примером тенденции увеличения доли в сборе средств, участвуя в раундах, которые составили 24% всего привлеченного капитала. Даже в годы бума, когда «Insight Partners» и «Tiger Global» инвестировали почти ежедневно, их доля в привлеченном капитале никогда не превышала 16%.
Заглядывая вперед, RISE указывает на растущий сектор оборонных технологий как на перспективную область, но предупреждает, что его численность остается относительно небольшой. Между тем, израильская высокотехнологичная промышленность становится чрезмерно зависимой от секторов кибербезопасности и корпоративного программного обеспечения, в то время как другие секторы испытывают трудности в развитии. Кандель также выразил обеспокоенность по поводу снижения позиций Израиля в мировых рейтингах по развитию искусственного интеллекта: «Нет никаких оправданий для правительственных изменений, которые могли бы остановить национальный план ИИ, который не связан с политическими дебатами и направлен на продвижение Израиля в одной из мировых революций, которая только усилится в ближайшие годы». Создание национального штаба ИИ может стать позитивным шагом в правильном направлении, но настоящим испытанием станет его реализация.
«После нестабильности, которая началась в 2023 году с судебной реформы и войны, основная рекомендация заключается в том, чтобы израильское правительство представило план и стратегию, которые вселят надежду в инвесторов и предпринимателей, будут способствовать ответственному управлению экономикой, поддерживать демократические и либеральные ценности и минимизировать международную изоляцию», — рекомендует Кандель, который ранее занимал пост председателя Национального экономического совета в Офисе премьер-министра и был тесно связан с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. «Главным фактором, отпугивающим иностранных инвесторов от израильских высоких технологий, является высокий риск, вытекающий из ситуации с безопасностью, а также экономической и политической неопределенности. Однако крайне важно предпринять все возможные шаги для поощрения этих инвесторов и устранения барьеров».
RISE рекомендует сосредоточиться на целенаправленных усилиях по привлечению и убеждению важных международных инвесторов, которые в настоящее время не инвестируют в Израиль, особенно корпоративных инвестиционных фондов, начать это делать.
В отчете также рассматривается утечка мозгов из Израиля за последний год, и рекомендуется создать и внедрить эффективную программу по привлечению и удержанию талантов в Израиле. «Такая программа не должна фокусироваться исключительно на налоговых льготах, а должна использовать целостный подход ко всем факторам, которые привлекают исследователей и экспертов, включая исследовательские гранты и доступ к инфраструктуре», — заключает отчет.