Литографии малоизвестной серии картин Сальвадора Дали об основании Израиля представлены в музее Холокоста на Лонг-Айленде
Сальвадор Дали, возможно, наиболее известен своими сюрреалистическими шедеврами, такими как «Постоянство памяти» и «Слоны», пишет журналистка «New York Jewish Week» Джеки Хайденберг. Но испанский художник также создал серию картин в ознаменование 20-й годовщины основания Государства Израиль.
Теперь серию «Алия, возрождение Израиля» можно увидеть на новой выставке в музее Холокоста на Лонг-Айленде.
Центр толерантности Мемориала жертв Холокоста в Глен-Коув представляет редкую полную коллекцию из 25 литографий «Алии Сюиты» Дали, выполненных по заказу нью-йоркского издательства книг по искусству Сэмюэла Шора в 1966 году.
«Это полный комплект, что сейчас довольно редко, потому что очень часто их разделяют и продают по отдельности», — рассказала заместитель председателя совета директоров Центра толерантности Мемориала жертв Холокоста Иоланта Замецка. «Так что нам действительно очень повезло».
Знаменитый художник создал «Алию Сюиту» с помощью гуаши, акварели и туши на бумаге; картины в смешанной технике затем были воспроизведены и опубликованы ограниченным тиражом в 250 комплектов по 25 литографий.
Картины изображают людей и события, охватывающие тысячи лет еврейской истории, от библейского периода Земли Израиля до периода ишува, Холокоста и создания Государства Израиль в 1948 году. Они ссылаются на библейские события, такие как история сотворения мира и разрушение храмов в Иерусалиме, а серия также ссылается на исторические события середины века, включая плавание «Элияху Голомба» — корабля, названного в честь одного из основателей сионистской военизированной организации Хагана во время британского мандата в Палестине, — который служил спасательным судном для выживших в Холокосте из Европы.
Неудивительно, что Дали позволил себе некоторые художественные вольности в своих картинах. Например, на его картине, посвященной «Элияху Голомбу», корабль тонет. Однако в действительности после голодовки протеста против ограничений британского правительства на иммиграцию в Палестину более 1000 пассажиров – беженцев успешно сели на один из двух кораблей из Италии и отплыли в мае 1946 года.
На другом изображении, ссылающемся на библейскую цитату о превращении пустыни в «бассейн с водой», Дали рисует Национальный водопровод Израиля, который переносит пресную воду из Кинерета по всей остальной части страны.
Другие картины изображают обрезание, группу, танцующую вокруг меноры, и различные сцены Холокоста, включая жертв за колючей проволокой.
Серия картин была впервые выставлена в бывшей Галерее современного искусства на площади Колумбус-Серкл в Нью-Йорке 1 апреля 1968 года.
В своем вступительном письме к каталогу выставки первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион написал: «Выдающийся художник Сальвадор Дали силой своего искусства сумел воплотить в ряде гравюр чудо алии, которое за короткое время создало обновленный народ, обновленную страну и обновленное — а также — обновляющееся — государство».
В серию также вошла картина, изображающая Бен-Гуриона, читающего Декларацию независимости. (В 1968 году Дали снова изобразил Бен-Гуриона, а также министра обороны Израиля Моше Даяна, узнаваемого по повязке на глазу, в серии под названием «Знаменитые люди».)
Этот конкретный набор литографий ранее находился в Музее искусств округа Нассау. Он был продан на аукционе за 31505 долларов частным коллекционерам в 2021 году в разгар пандемии Covid-19, и в настоящее время находится в аренде в Центре толерантности Мемориала жертв Холокоста.
Замецка отметила, что выставка, подчеркивая возрождение Израиля, «связывает прошлое с настоящим и укрепляет нас в непреходящей актуальности этих ключевых событий».