Египет исключил антисемитский контент из школьных учебников
Согласно новому отчету, опубликованному израильской мониторинговой организацией Институтом мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании («Impact-se»), Египет добился значительного прогресса в устранении антисемитского и антихристианского контента из своих школьных учебников, и около 80% египетских учащихся начальной или подготовительной школы учатся по «реформированным» версиям, пишет журналист «The Algemeiner» Дион Дж. Пьер.
В отчете, озаглавленном «Обзор изменений и остающихся проблем в содержании египетских учебников: избранные образцы на 2023-2024 годы», поясняется, что Египет уже несколько лет стремится снизить уровень антисемитизма в своих учебных программах, решив проводить реформы «из года в год», которые со временем приведут к повышению уровня образования. Результаты пока обнадеживают. Например, 10 антисемитских высказываний, выявленных исследователями «Impact-se» в прошлом учебном году, в том числе одно, в котором евреи были названы «вероломными людьми», было заменено другим, «подчеркивающим терпимость и сосуществование ислама и иудаизма».
Другие изменения также вселяют оптимизм. Учебник истории для 11-го класса больше не учит, что евреи обладают чрезмерной «любовью к деньгам», а учебник исламского образования для третьего класса больше не учит, что евреям нельзя доверять в описании содержания их священных книг, что является обвинением, приписываемым пророку Мухаммеду.
Кроме того, в учебнике для шестого класса теперь есть то, что «Impact-se» охарактеризовала как «редкое, особенно позитивное упоминание евреев», в котором Конституция Медины называется общим достижением мусульман и евреев и сравнивается с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах человека 1948 года.
Одной из реформ, которую авторы доклада высоко оценили, стало изъятие некоторых текстов, поощряющих джихад, мученичество и религиозную нетерпимость. Насилие, как говорится в одном из учебников для 11-го класса, было «последним средством» в период ранних исламских завоеваний. «В нашем отчете также были обнаружены четыре проблемных примера, которые были удалены, в том числе грамматическое упражнение по арабскому языку для 5 класса, в котором говорилось, что Аллах любит воинов джихада, и заявление из того же учебника, в котором говорится, что мученики заслуживают большой награды», – пишет «Impact-se». «Учебник по исламскому образованию для 6 класса больше не прославляет мученическую смерть Хамзы, сподвижника Мухаммеда, за его джихад против многих идолопоклонников». Авторы отмечают, что некоторые материалы в этом ключе остаются актуальными, в том числе упоминание мученика как «самого впечатляющего примера самопожертвования» и раздел учебника для 11 класса, в котором Мухаммед упоминает «идолопоклонников, евреев и лицемеров».
Однако, наряду с этими нерешенными проблемами, «Impact-se» отметила смягчение отношения к гендерным ролям, о чем свидетельствуют новые учебные планы, «способствующие инклюзивности и равенству в распределении гендерных ролей» и «подчеркивающие вклад женщин в египетское общество, политику и исламскую историю». В одном учебнике для шестого класса даже говорится, что пророк Мухаммед был активным сторонником таких областей ведения домашнего хозяйства, которые считались исключительно женским делом, как «шитье одежды» и «починка сандалий». В новой учебной программе также решительно осуждается практика калечения женских половых органов, описывая это как осквернение «того, что создал Б-г», а также как жестокость по отношению к женщинам.
«Мы рады видеть текущие реформы, проводимые в учебных программах Египта, которые свидетельствуют о значительном прогрессе», – заявил главный исполнительный директор «Impact-se» Маркус Шефф, комментируя выводы отчета. «В Египте 25 миллионов детей посещают школу, и около 80% из них сейчас изучают этот новый материал. Прогресс в пересмотре материалов для младших классов чрезвычайно обнадеживает, особенно в том, что касается материалов, касающихся евреев и Израиля». Он продолжил: «Мы считаем, что аналогичная эволюция будет внедрена в учебную программу для старших классов. Эти изменения в самой густонаселенной арабской стране, имеющей давнее историческое мирное соглашение с Израилем, имеют огромное значение для будущего региона».
Исследование «Impact-se», посвященное школьным программам на Ближнем Востоке, отчасти было попыткой оценить намерения государств и других правительственных структур способствовать миру и сосуществованию с государством Израиль, учитывая, что государственное образование является наиболее активным способом формирования идеального гражданина в странах. В мае группа опубликовала доклад, в котором говорится, что Саудовская Аравия потихоньку пересматривает свои школьные учебники, вычищая негативные изображения евреев, христиан и гомосексуалистов и смягчая риторику в отношении Израиля.
Однако не все тенденции были положительными, и «Impact-se» иногда выявляла тревожные тенденции. Ранее в этом году она опубликовала доклад, в котором описываются способы, с помощью которых палестинские учебные программы учат девочек тому, что женщины уступают мужчинам, и требуют, чтобы они жертвовали своим телом и семьями ради «джихада». Доклад, озаглавленный «Гендерное неравенство в учебниках Палестинской администрации», приурочен к Месяцу истории женщин. Там отмечается, что в учебных материалах женщины рассматриваются как ценность в той мере, в какой они способствуют увеличению числа террористов в обществе и его способности вести священную войну.
Как пояснили в «Impact-se», такие идеи являются вспомогательными для достижения более масштабных политических целей. Осуждая женщин как нарушительниц сексуальной морали и неотъемлемые источники коррупции, палестинские учебники стремятся рационализировать подчинение женщин мужчинам и ограничить их роль в общественной жизни. Они также выступают за то, чтобы одеваться в соответствии с законами ислама, чтобы женщины признавали свою вину в сексуальных домогательствах и нападениях, а также за то, чтобы гендерное равенство было фикцией. В палестинских школах также учат изречению пророка Мухаммеда: «Никогда не добьется успеха страна, которая сделает женщину главой государства».
Поскольку все пути для личностного роста и достижений перекрыты, все, что остается палестинским женщинам, – это возможность совершать насилие, становиться мученицами и матерями террористов в будущем. «Характеристика женщин как неполноценных в учебниках Палестинской администрации отражает более широкую и вызывающую тревогу картину фанатизма в учебной программе, которая продолжает формировать мировоззрение миллионов палестинских детей», – заявил тогда Шефф. “Более того, это противоречит международным договорам о гендерном равенстве, которые ратифицировала Палестинская администрация. В частности, акцент на участии женщин в деятельности сопротивления как на извращенной форме гендерного равенства создает тревожный прецедент».