Новости

Нацист, который помог создать режим пыток Асада, умер в Дамаске после десятилетий свободы

15 декабря 2024, 18:00 Сирия
Поделиться

Это был достойный конец для монстра, который отправил на смерть более 100000 евреев, пишет журналист «Daily Mail» Гарри Ховард.

Алоиз Бруннер, когда-то самый разыскиваемый нацист в мире, провел свои последние годы в камере в Дамаске, где ему каждый день давали на выбор яйцо или помидор.

Но за десятилетия, которые он провел в качестве гостя режима Асада в Сирии после побега из послевоенной Германии, Бруннер доказал свою ценность, прежде чем его приговорили к тюремному заключению.

Будучи заместителем «архитектора Холокоста» Адольфа Эйхмана, Бруннер руководил депортациями евреев из таких стран, как Франция и Австрия, и проводил допросы, которые, как говорят, оставляли пятна крови и пулевые отверстия на стенах его кабинета.

Военный преступник, который, возможно, дожил до 2010 года, консультировал сирийскую диктатуру по методам пыток, которым он научился, занимая должности, в том числе коменданта лагеря для интернированных Дранси под Парижем.

Взамен его защитил от экстрадиции Хафез Асад, отец свергнутого президента Сирии Башара, который бежал в Россию после краха своего режима.

Но именно при Хафезе, который правил до своей смерти в 2000 году, судьба Бруннера изменилась после того, как он нарушил приказ не давать интервью и поэтому в 1990-х был заключен в тюрьму.

К тому времени он пережил два письма-бомбы, отправленные израильской разведкой, в результате чего он потерял глаз и все пальцы на левой руке.

Охотник за нацистами Эфраим Зурофф заявил в 2014 году, что он «на 99% уверен», что Бруннер дожил до 2010 года, прежде чем был похоронен в ныне неизвестном месте в Дамаске.

Военный преступник был однажды описан Эйхманом, казненным в Израиле в 1962 году после того, как был схвачен «Моссадом» в Аргентине, как один из его лучших людей.

Эйхман отправлял его наблюдать за депортациями, когда чувствовал, что они продвигаются слишком медленно.

Большую часть времени он тратил на охоту на евреев, бежавших в относительно безопасную зону итальянской оккупации на Французской Ривьере.

Считается, что он отправил в лагеря 47000 евреев в Австрии, 44000 в Греции, 23500 во Франции и 14000 в Словакии. Большинство из них были убиты.

Охотник за нацистами Симон Визенталь написал в своих мемуарах в 1989 году: «Среди преступников Третьего рейха, которые все еще живы, Алоиз Бруннер, несомненно, худший. В моих глазах он был худшим из всех.

В то время как Адольф Эйхман разрабатывал генеральный план по уничтожению евреев, Алоиз Бруннер реализовал его».

Бруннер, заочно приговоренный французским судом к пожизненному заключению в 2001 году, в 1953 году уехал из Германии в Египет с паспортом на имя Георга Фишера.

В телефонном интервью «Chicago Sun Times» в 1987 году Бруннер заявил, что не сожалеет о своей роли в Холокосте.

«Все они заслуживали смерти, потому что были агентами дьявола и человеческим мусором. Я ни о чем не жалею и сделал бы это снова», — заметил он.

О преступлениях Бруннера стало широко известно, когда Эйхмана судили в Израиле.

Также выяснилось, что он пытался организовать похищение президента Всемирного еврейского конгресса Нахума Гольдмана, чтобы его можно было обменять на Эйхмана. Но план рухнул, когда бывшие нацисты отказались принять в этом участие.

Бруннер жил в Дамаске по адресу улица Жоржа Хаддада, 22, где также жили и другие немцы в изгнании, включая бывшего коменданта концлагеря Треблинка Франца Штангля.

Однако передвижения Бруннера стали все более ограниченными в 1980-х и 1990-х годах после того, как он дал несколько интервью в нарушение приказов Асада-старшего оставаться в тени.

В 1996 году Асад приказал посадить его в тюрьму на неопределенный срок. Один охранник рассказал, что дверь была закрыта и больше никогда не открывалась.

Говорят, что сирийский диктатор дал указание тюремщикам: «Не убивайте эту свинью, но и не пытайтесь сохранить ей жизнь».

Но Бруннер пережил самого Хафеза, который умер в 2000 году.

Были большие надежды, что Башар будет другим, но он продолжил царство террора своего отца и не выдал Бруннера.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции