Руины синагоги эпохи Второго храма: о новейшем археологическом открытии на Таманском полуострове
13 ноября Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН представила журналистам свое главное открытие последних лет: обнаруженные в 2023 году в ходе раскопок столицы азиатской части Боспорского царства, существовавшего с 6 века до н.э. до конца 9 века н.э., руины одной из самых древних в мире синагог, построенной 2000 лет назад.
Олег Дерипаска и основанный им благотворительный фонд «Вольное Дело» финансируют проект.
Как рассказал руководитель экспедиции, заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН Владимир Кузнецов, руины синагоги были обнаружены в ходе первых за много лет раскопок, затронувших средневековые слои города. До того археологи копали лишь античную Фанагорию.
Первоначально предполагалось, что обнаружена одна из христианских церквей города. Однако дальнейшее исследование исторических источников, а также ранних и новейших археологических находок, в числе которых эпиграфические образцы с упоминанием еврейской общины и предметы с иудейской символикой, позволило заключить: это не церковь, а синагога. В научном центре «Фанагория» журналистам продемонстрировали остатки трех великолепных мраморных менор и каменной крышки ящика для цдаки.
Синагога была основана в 1 веке н.э. В одной из найденных надписей, датированной 51 годом н.э., уже упоминается о ее существовании, что делает ее древнейшей синагогой в диаспоре, чье существование точно датировано. Сооружение общей площадью 140 квадратных метров состояло из двух помещений: молельного зала, где было три ряда скамей, бима и небольшая комнатка, где помещался арон кодеш (конечно, ни скамьи, ни шкаф для хранения свитков Торы не сохранились, но остались следы сжегшего их пожара), и второго помещения, вероятно служившего для общинных трапез и собраний. Женщины располагались отдельно на галерее – сохранилось начало лестницы, которая туда вела.
В синагоге также обнаружен предмет, который первоначально сочли крестильной купелью, а затем – приспособлением для фонтана в саду. Однако, как предположил историк Михаил Кизилов, возможно этот предмет служил для омовения рук молящихся.
Здание, просуществовавшее свыше 500 лет, было разграблено и сожжено между 545 и 554 годами, когда город, по сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, был разрушен соседними варварскими племенами. В дальнейшем, хотя в городе продолжали жить евреи, здание не восстанавливалось.
Рядом с синагогой находились винодельня, где изготовляли кошерное вино, и здание, где хранились продукты для общинных трапез. Также существовал сад, за которым, возможно, располагалась миква.
По словам В. Кузнецова, еврейская община Фанагории в 1-6 веках н.э. без сомнения была богатой и процветающей. Об этом свидетельствует и местоположение синагоги и еврейского квартала, находившихся в престижном районе города, и роскошные украшения синагоги, в том числе мраморные меноры, – в городе, лежавшем на самом краю тогдашней ойкумены.
Полностью еврейский квартал еще не раскопан: для подобной задачи территорию раскопа пришлось бы существенно расширить, для чего в настоящий момент у экспедиции нет возможностей.
Руины синагоги и прилегающего к ней квартала ныне могут осматривать все желающие – вплоть до июня 2025 года, когда начнется новый сезон раскопок, и, в его рамках, чтобы продолжить раскопки культурного слоя Фанагории, эти руины археологи разберут. В дальнейшем можно будет видеть 3D-модель синагоги.
Раввин Краснодара и Краснодарского края Менахем-Мендл Лазар на месте синагоги прочел псалом Давида. Членам своей общины, прибывшим вместе с ним в Фанагорию на экскурсию, он сказал: «То, что мы здесь видим, подчеркивает, что свет всегда остается светом и хорошие вещи сохранятся. Евреи сегодня молятся так же, как и тысячи лет назад. Предметы, которые находятся здесь, и сейчас есть в синагогах. Ценности, которые были у наших предшественников, есть и у нас. Это говорит о том, что истина не подчиняется времени».
Помимо синагоги, в ходе раскопок в Фанагории обнаружено множество надгробий с еврейского кладбища. В настоящее время, по подсчетам В. Кузнецова, количество подобных надгробий исчисляется десятками. Некоторые из них – с изображением меноры – можно видеть в научном центре «Фанагория». Поскольку эти надгробия были найдены по всему городу, а не на кладбище, археологи предполагают, что ранее толерантное отношение местных властей к еврейской общине внезапно переменилось незадолго до того, как город был разграблен и сожжен в 6 веке н.э. То, что это случилось незадолго до указанных событий, следует из факта, что, хотя надгробия унесли с кладбища, их не успели использовать вторично.
«Лехаим» готовит большой иллюстрированный репортаж с места археологического открытия, включающий контекст события и его экспертные оценки.