Новости

В новом Национальном кампусе археологии в Иерусалиме можно увидеть уникальные предметы, найденные в ходе раскопок

10 ноября, 19:00 Археология
Поделиться

В течение сотен лет, начиная с третьего века до н. э., гладиаторские бои предоставляли зрителям Римской империи массу кровавых развлечений, пишут журналисты «The Times of Israel» Авива и Шмуэль Бар-Ам. Однако, когда христианство стало официальной религией Римской империей в четвертом веке н. э., эти игры считались слишком жестокими. На смену им пришли гонки на колесницах, только немного менее кровавые.

Гонки на колесницах имели своих поклонников, таких как римский император Юстиниан Великий. Из четырех красных, синих, зеленых и желтых команд, которые носились по ипподромам по всему римскому миру, он неизменно поддерживал синюю. Так же поступал и владелец лавки в городе Скифополь, известном на иврите как Бейт-Шеан, в Земле Израиля. Он был настолько воодушевлен, что повесил мозаичную вывеску у входа в свою лавку с греческой надписью: «За победу синих». Эту мозаику можно увидеть на верхнем этаже совершенно нового Национального кампуса археологии Израиля в Иерусалиме.

«Когда мы решили совершить экскурсию по кампусу в рамках подготовки статьи, мы предполагали, что будем прогуливаться по зданию музейного типа, полному уникальных древних артефактов», – пишут журналисты. Тем не менее, хотя на верхнем уровне кампуса выставлены пять мозаик, никогда ранее не выставлявшихся на всеобщее обозрение (и шестая, мозаика Эйн-Геди, которая была выставлена), это не музей, а место работы, говорит археолог Управления древностей Израиля Саар Ганор.

В кампусе посетителям предлагают заглянуть за кулисы археологических находок времен раскопок и в лаборатории, где их очищают, реставрируют, консервируют, сохраняют, документируют и, наконец, представляют публике. Кампус создал всемирно известный архитектор и градостроитель Моше Сафди, который спроектировал, среди прочих выдающихся объектов, Всемирный центр памяти жертв Холокоста «Яд Вашем», Национальную галерею Канады и Музей сикхизма в Индии.

Спроектировав здание с учетом традиций археологических раскопок, он разместил вход, затененный навесами, которые должны были напоминать те покрытия, которые затеняют раскопки по всему Израилю, на верхнем этаже. Отсюда посетитель спускается вниз — как на археологический объект. Хотя строительство здания заняло 12 лет, оно того стоило. Расположенный напротив знаменитого Музея Израиля, по соседству с выдающимся Музеем библейских земель и в непосредственной близости от израильского парламента, Еврейского университета в Гиват-Раме и новой Национальной библиотеки, кампус предлагает потрясающий вид на всю территорию.

Одна из крупнейших мозаик, когда-либо обнаруженных в Израиле, была открыта во время раскопок в городе Лод. Но эта прекрасная мозаика конца пятого века теперь находилась в карьере, и поэтому ее было невозможно сохранить на месте находки. Она выставлена ​​на обозрение в кампусе. Третья выставленная мозаика из церкви шестого века может похвастаться несколькими гексаграммами, комбинацией двух равносторонних треугольников. Мы называем этот дизайн магендовидом, и хотя мы думаем о нем как о еврейском символе, в древности он использовался как декоративный элемент в нескольких различных культурах.

Действительно, магендовид, хотя, и был, по-видимому, назван в честь израильского царя, не был отождествлен ​​с иудаизмом до Средних веков. До того символом иудаизма считалась менора — семисвечник, ритуально зажигаемый в Первом и Втором храмах. Эта конкретная мозаика шестого века необычайно красива и полна красок с красными, желтыми, зелеными и оранжевыми плитками. Покойный археолог профессор Михаэль Ави-Йона обнаружил три мозаики из синагоги шестого века рядом с христианским кладбищем в Бейт-Шеане. Все они прекрасны, с фигурами, представляющими месяцы греческого календаря. Небольшая мозаика четвертого века из Яффо, которая также выставлена ​​на обозрение, была найдена рядом с древней погребальной пещерой. Написанная на греческом языке надпись: «Все похороненные здесь были храбрецами».

Хотя за древними мозаиками почти всегда стоит история, шестая мозаика на верхнем этаже кампуса может поведать уникальную историю. История начинается еще в седьмом веке до н. э., когда группа евреев поселилась в Иудейской пустыне в месте под названием Эйн-Геди. По счастливой случайности они наткнулись на формулу духов, настолько необычных, что смогли производить их и продавать за огромные деньги в течение следующих 1200 лет. Оно обычно известно как бальзамическое масло, или афарсимон, еврейское слово, обозначающее хурму. По словам Ганора, участвовавшего в исследовании Иудейской пустыни, духи, вероятно, экспортировались по маршруту, который археологи назвали «дорогой афарсимона» потому, что продолжающиеся исследования выявили ряд башен и сторожевых постов, ведущих от Эйн-Геди к крупным городам в Иудейских горах.

Невероятно, но евреи держали формулу в секрете. Даже когда они массово покинули Эйн-Геди после ужасного пожара, она никогда не была разглашена. Возможно, их отпугнуло то, что Б-г проклянет их и их потомство навеки, если они раскроют формулу. Фактически, это то, что может быть написано на иудео-арамейском языке на мозаике синагоги из Эйн-Геди, созданной в пятом веке н. э.

Следующий уровень предлагает вводный фильм, а ниже этого уровня находится крупнейшая археологическая библиотека на Ближнем Востоке. Она может похвастаться 60000 книг, содержащих все археологические исследования, когда-либо опубликованные в Израиле и об Израиле. Также на этом уровне: меняющаяся экспозиция, которую Ганор называет «Находкой месяца». Текущая экспозиция представляет собой фильм, рассказывающий об обнаружении корабля возрастом почти 3500 лет и описывающий сложный и скрупулезный процесс извлечения некоторых из его древностей. Также выставлены две очень особенные амфоры — сосуды с двумя ручками для перевозки жидкостей. Они были найдены на затонувшем корабле недалеко от Ливана, которому более 2000 лет.

Несколько недель назад кампус выставил на выставке несколько интересных новых артефактов: недавно обнаруженные печати, использовавшиеся в Иудее в восьмом веке до н. э. Пять лабораторий на нижних уровнях включают лаборатории по консервации и реставрации материалов, таких как керамика, металлы, стекло и органические вещества, такие как ткани, древние растения, религиозные свитки, включая части свитков Мертвого моря и документы о разводе.

Стекло было впервые создано в 4000 году до нашей эры, но процесс был сложным, а результат чрезвычайно дорогим. Он подразумевал длительное нагревание соли и песка в специальных печах. В результате стеклянные сосуды того периода можно найти только в гробницах царей и фараонов в Египте. В римскую и византийскую эпохи производство стекла было крупной отраслью промышленности в Земле Израиля, которая стала центром создания стекла для всей империи. Кажется, песок на побережье Средиземного моря содержал идеальное сочетание минералов, необходимых для производства стекла. В кампусе представлена ​​превосходная экспозиция стекла – сосуды для теней для век, духов, великолепный синий сосуд, изготовленный древним методом создания стекла (без выдувной трубки), и предметы со стеклянными крышками. Их цвет определяется минералами в песке.

Экскурсии заканчиваются практическим опытом, который включает множество историй, керамические изделия и 1800-летнее обручальное кольцо, найденное всего несколько месяцев назад ребенком во время семейного похода в горы Кармель. На нем вырезана Афина, богиня войны.

Ежегодно в Израиле проводится около 400 раскопок — огромное количество, учитывая небольшую территорию страны. Все артефакты с раскопок оказываются в кампусе, где, наряду с самой большой и полной археологической библиотекой на Ближнем Востоке, эксперты используют самое сложное технологическое оборудование, доступное сегодня для сохранения древних артефактов. Через несколько лет на двух нижних уровнях кампуса будет размещен суперсовременный центр для посетителей с мультимедийными программами и огромным количеством артефактов, обнаруженных в Израиле. В настоящее время посетители могут насладиться прекрасным предварительным просмотром захватывающей работы, проделанной здесь, где предметы из прошлого, извлеченные из земли, готовят к их возвращению в настоящее. Экскурсии проводятся на английском и иврите и должны бронироваться заранее.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции