Новости

Евреи, которые помогли освободить Париж от нацистов и были вычеркнуты из истории Франции

1 сентября, 09:00 История, Франция
Поделиться

80 лет назад, когда парижские борцы Сопротивления чувствовали победу своего восстания против нацистов, грузовик с офицером СС припарковался у собора Парижской Богоматери, пишет “Haaretz”.

“У тех, кто находился в окружающих зданиях, возникло искушение открыть огонь по грузовику и убить офицера, но партизан – еврей по имени Тони Грин почувствовал что-то подозрительное в этом грузовике и офицере, ожидавшем внутри”, – рассказал Морис Лугасси, автор новой книги “Молодая армия, единое французское сопротивление”. “Тони Грин призвал всех не стрелять по грузовику, когда он приближался к нему, и, похоже, он спас много жизней, а также древние кварталы Парижа”, – отметил Лугасси, координатор базирующегося в Париже Фонда памяти Шоа. “Грузовик был загружен минами и взрывчаткой. Это была ловушка, теракт смертника. Стрельба по нему привела бы ко взрыву и массовым разрушениям в центре Парижа.”

Грин застрелил офицера СС из автомата, потому что тот угрожал ему ручной гранатой. Позже Сопротивление использовало взрывчатку, которая была в грузовике. Грин был одним из многих партизан – евреев – многие из них приехали из-за рубежа, включая Польшу и Советский Союз, – которые сражались в рядах Сопротивления генерала Шарля де Голля или бок о бок с ними. Их героические истории, о которых история часто умалчивает на фоне попыток прославить французских граждан, изложены в книге Лугасси, которая была опубликована к 80-летию освобождения Парижа во время Второй мировой войны.

Де Голль хотел, чтобы Франция выглядела сильной и единой, страной, спасенной собственным народом, сражающимся в Сопротивлении. Это затмило бы режим Виши, который сотрудничал с нацистами, и помогло бы Франции выйти победительницей и получить постоянное место в Совете Безопасности ООН.

“Как и в случае с другими французскими меньшинствами и иностранцами, особая роль и характер еврейских борцов были размыты”, – заявил Лугасси, университетский профессор литературы. “Память о них вновь всплыла только в 1980-х годах. Во время и после войны все были единодушны в том, чтобы написать национальную историю Франции. Те, кто хотел выразить свое несогласие, были вынуждены замолчать”.

По словам Лугасси, в то время в Париже действовало около 100 еврейских ячейками Сопротивления. “Все они были подпольными группами, и их члены жили в убежищах”, – заявил он. Многие из этих русскоязычных и польских евреев были сионистами, в то время как многие французские евреи принимали участие в массовом Сопротивлении. Лугасси отмечает, что в ближайшем окружении де Голля было много евреев, в том числе Рене Кассен, который впоследствии написал Всеобщую декларацию прав человека, принятую Организацией Объединенных Наций.

Когда еврейские ячейки Сопротивления не были заняты борьбой с немецкими оккупационными войсками, они принимали участие в других миссиях, таких как защита местного еврейского населения. Некоторые организации, такие как Еврейская армия, также боролись за создание еврейского государства в Британской подмандатной Палестине. Во время войны многие евреи – бойцы Сопротивления, как мужчины, так и женщины, погибли, часто будучи казненными врагом.

Антисемитские законы, принятые режимом Виши, который возглавлял маршал Филипп Петен, лишали евреев их прав. Французские коллаборационисты отправляли этих евреев в лагеря для интернированных, а затем в нацистские лагеря смерти в Восточной Европе с марта 1942 по август 1944 года. Согласно книге Лугасси, боевики – евреи неустанно трудились по всей стране, чтобы тайно вывезти евреев из оккупированных районов, помогая им бежать из лагерей для интернированных под Парижем и убивая всех, кто доносил немецким и французским властям.

“Еврейская армия, позже названая Еврейской боевой организацией, внедрила шпионов во все учреждения, пытаясь найти этих информаторов и уничтожить их, чтобы спасти евреев”, – рассказал Лугасси. “Я видел документ, похожий на список жертв, с именами информаторов, которые доносили на евреев нацистам”.

Когда война подходила к концу, глава внутренних войск сопротивления Анри Рольтанги объединил еврейские подразделения в единые освободительные силы, которые имели официальный статус при де Голле. Многие евреи уже были высокопоставленными сотрудниками службы безопасности Рольтанги. Он дал Еврейской боевой организации специальное задание: освободить лагерь для интернированных в Дранси к северу от Парижа, из которого евреев депортировали в лагеря смерти. Последний конвой отбыл за несколько дней до освобождения Парижа. По словам Лугасси, около 1500 заключенных-евреев все еще находились в Дранси под охраной французских жандармов.

Миссия по освобождению имела особое значение для Люсьена Рубеля, недавно получившего звание лейтенанта. “Его невеста, Полин Рейчел Графф, была одной из пленных”, – отмечает Лугасси. “Он освободил ее, и они поженились”. Жак Лазарус, еще один герой – партизан из числа евреев, до войны служил во французской армии. После того как его исключили из армии Виши за то, что он еврей, он присоединился к партизанам и обучал евреев – боевиков. “Сначала он не мог понять, как власти могли выслать такого капитана, как он, и его начальство, которое согласилось писать хвалебные письма властям, тоже не могло понять”, – рассказала дочь Лазаруса – Нора Лазарус-Бурла.

“Сотрудничество с нацистами было ужасным для французских военных, которые хотели сражаться с врагом. Мой отец, который ничего не боялся, пытался связаться с национальным движением сопротивления в Лондоне, но затем, в поезде, он встретил старого друга, который рассказал ему о еврейском сопротивлении во Франции и Еврейской армии в частности. Он решил присоединиться”.

Лазарус был арестован вместе с другими бойцами Еврейской армии в засаде, устроенной немецкой разведкой, когда они ненадолго приехали в Париж перед освобождением. Неясно, кто донес на них. Они были депортированы в составе последней колонны в Аушвиц, но сумели выпрыгнуть из поезда до того, как он пересек французскую границу. Затем они добрались автостопом до Парижа. “Мой отец рассказывал и писал книги о войне и Сопротивлении. Он хотел передать трагедию и героизм тех дней”, – отметила Лазарус-Бурла. “Он, в частности, рассказал о своем друге Марке Леви, который провел множество операций, убивая людей, которые доносили на евреев нацистам”.

Несколько лет спустя, во время войны Израиля за независимость, Леви подорвался на мине в Беэр-Шеве и погиб. “Сейчас я пытаюсь собрать все возможные источники, чтобы будущие поколения помнили Марка Леви”, – заявила Лазарус-Бурла.

Лугасси отмечает, что в последние годы также отмечается решающая роль, которую сыграли африканские солдаты, которые были вынуждены присоединиться к французским войскам, и европейские солдаты, которые присоединились к войне, чтобы защитить свободу по всему континенту. “Меньшинства и женщины также были вычеркнуты из этой истории, включая евреек, таких как Кэтрин Варлин, которая возглавляла группу сопротивления из 250 мужчин и женщин, самую крупную из которых возглавляла француженка”, – заметил он. “В этом вопросе еще предстоит проделать большую работу, чтобы показать, что они сыграли огромную роль в Сопротивлении”.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции